Наверх
Николай Михайлович Чернышёв, Народный художник РСФСР «Пионерский парад Первого мая» фото виды достопримечательности Москвы www.openmoscow.ru


С 14 ноября по 14 декабря 2014 года в выставочных залах Государственного музея А.С. Пушкина по адресу: Денежный переулок, 55/32 (проезд до станции метро «Смоленская») открыта выставка «Недетское время. Графика и живопись Николая Чернышёва 1920–1930-х годов». Открытие выставки — 13 ноября 2014 года в 18.00

Выставка, организованная галереей ГРОСart, приурочена к 130-летию со дня рождения одного из самых интересных и самобытных мастеров ХХ века Николая Михайловича Чернышёва (1885–1973), Народного художника РСФСР. На ней впервые широко представлена малоизвестная графика и живопись художника, посвященная излюбленной им теме детства и юности, которая в полной мере выявила и определила его хорошо узнаваемое творческое лицо. На выставке, отражающей, как Н.М. Чернышев искал свою тему, показаны работы из собрания семьи художника и московских частных коллекций.

Один из ключевых участников выставочно-издательского объединения «Маковец» в 1920-е, в дальнейшем известный монументалист, мастер станкового творчества, теоретик и педагог Николай Михайлович Чернышёв сумел убедительно выявить в искусстве сложную и драматичную ткань бытийных коллизий первых десятилетий советской власти через неистребимый вектор детской жизнерадостности, юношеской романтики и революционного энтузиазма. В условиях крайне тяжелого, совершенно «недетского» по общему климату времени с его разрухой, нищетой, колониями беспризорников и голодными буднями художник обнаруживает неиссякаемый источник вдохновения в «строгих пионерках-подростках», обитателях детских домов, участниках пионерских парадов и слетов, авиамоделистах, барабанщиках и физкультурниках. Он увлеченно запечатлевает сосредоточенные позы подростков в столярной мастерской или зоопарке, трогательные ракурсы юных «модниц» за чтением, на катке или в пространстве городских парков и улиц.

Так очевидное усиление в 1920–1930-х годах романтического акцента в реалистически выверенной пластической системе мастера означало отнюдь не послушную адаптацию к неуклонно формирующейся тогда официальной революционно-романтической линии соцреализма, а, наоборот, отмечало заметный отход от нее в сторону достаточно вольного артистического жеста, решительно преобразующего «недетское время» в эпоху расцвета юной энергии, грации, нравственной ответственности и духовного поиска.

Николай Михайлович Чернышев (1885-1973) родился в селе Никольском Тамбовской губернии. В 1901-1911 годах учился в Московской школе живописи, ваяния и зодчества, последние два года – в мастерской В.А. Серова. Летом 1910 несколько месяцев провел в Париже, в мастерской Жюльена. В 1911-1914 годах занимался в Высшем художественном училище при Академии художеств в Петербурге, где изучал технику офорта, а главное – технику монументальной живописи. Первая известность пришла к художнику в 1915 году, когда появились его рисунки к "Мифологической азбуке", названные критиками "чудом графической поэзии" (А.А. Сидоров). В них начался длившийся всю жизнь своеобразный диалог Чернышёва с античностью ("Красота, спорящая с античностью, а подчас и превосходящая ее").

В 1921 году Н.М. Чернышёв стал членом Союза художников и поэтов "Искусство – жизнь", в 1922 году переименованного в "Маковец". Участие в этом объединении сыграло решающую роль в судьбе художника, в окончательном выборе им собственного творческого пути. Под воздействием "Маковца", участники которого мечтали о возрождении высокого искусства, о синтезе, о преемственности с мастерами прошлого, определилась ведущая тема в творчестве Чернышёва – юность, зарождающиеся и ещё не осознающие себя красота и грация. Тогда же окончательно выявился интерес мастера к монументальному искусству, которому впоследствии он отдал немало сил.

На протяжении многих лет внимание художника привлекали теория и практика монументального искусства. В этой области Чернышёв стал одним из крупнейших в стране специалистов. Результатом изучения древнерусской живописи явились книги "Техника стенных росписей" (1930), "Искусство фрески в Древней Руси" (1954). Художник писал статьи и доклады, участвовал в создании мастерских монументальной живописи, выступал консультантом и экспертом, выполнил ряд монументальных работ. В конце 1950-х он обратился к мозаике. Созданная Н.М. Чернышёвым в 1957 году мозаичная композиция "Девочка с голубем" вызвала большой интерес и стимулировала развитие этой техники в отечественном искусстве.

Многие годы художник активно преподавал: во Вхутемасе-Вхутеине, в ленинградском Институте пролетарского изобразительного искусства. Эта деятельность завершилась в 1949 году после массового увольнения преподавателей Московского государственного художественного института, среди которых был и Чернышёв.

В одной из рукописей Николай Михайлович Чернышёв писал: Душа художника – словно Эолова арфа... Надо чутко прислушиваться к хаосу звуков, чтобы найти один созвучный себе. И искать его надо не ради оригинальности, а для выявления своих образов, своих эмоций, из которых складывается лицо художника.

Выставочные залы Государственного музея А.С. Пушкина

Где находятся (адрес)
119034, г. Москва, Денежный переулок, 55/32

Ближайшая станция метро
метро «Смоленская» 300 метров

Дни и часы работы выставочных залов
кроме понедельника и последней пятницы месяца,
с 10.00 до 18.00,
по четвергам с 12.00 до 21.00

Официальный сайт галереи ГРОСart
www.grosartgallery.com

Телефоны:
8 495 933-51-70, доб. 118,
8 499 241-78-99,
8 916 418-10-54,
8 905 778-01-47