Достопримечательности Красной Пресни > Памятник архитектуры
Дом Наркомфина
Дом Наркомфина
Новинский бульвар, 25, стр. 1, метро «Баррикадная»,
метро «Краснопресненская»
Дом Наркомфина построен в 1928-1930 гг. по заказу наркома финансов
РСФСР для сотрудников Народного комиссариата финансов.
Обязанности наркома финансов в 1924-1929 гг. исполнял Николай
Александрович Милютин (1889-1942 гг.).
В молодости Николай Милютин мечтал стать архитектором.
В 1908 году он учился на архитектурном факультете в Петербурге, а
затем, в 1910 году, в художественном училище, но в годы революции
всецело отдался общественной деятельности.
В 1917 году командовал отрядами Красной армии, в дальнейшем занимал
руководящие должности в разных Наркоматах страны.
Завершить архитектурное образование Милютин смог лишь в 1940 году,
но он всегда как мог поддерживал начинания советских архитекторов.
Моисея Гинзбурга Николай Милютин считал передовым
архитектором-конструктивистом и во многом разделял его взгляды.
Идеи М. Я. Гинзбурга, нашедшие отражение в доме Наркомфина, были
близки Н. А. Милютину, и строительство шло при его постоянной
поддержке.
Дом Наркомфина вошёл в историю советского зодчества как один из
интереснейших памятников архитектуры 1920-х гг.
О нём написано во всех учебниках по истории советской архитектуры.
Проект и постройка этого дома были осуществлены архитекторами
М. Я. Гинзбургом, И. Ф. Милинисом и инженером С. Л. Прохоровым.
Дом Наркомфина — программное произведение архитектора Моисея Гинзбурга,
в котором воплощены основные принципы конструктивизма.
Моисей Яковлевич Гинзбург (1892-1946 гг.) родился в семье архитектора.
В 1914 году он окончил архитектурный факультет Академии
художеств в Милане, где получил академическое архитектурное
образование.
Вернувшись в Москву, он поступил в Политехнический институт,
где получил инженерное образование и свой второй диплом —
инженера-архитектора.
Новые социальные идеи, порождённые революцией, захватили молодого
архитектора.
Как и большинство архитекторов того времени, он стремился к
кардинальным переменам в области архитектуры и принципов проектирования.
В 1922 году М. Я. Гинзбург стал профессором Московского института
гражданских инженеров по кафедре истории архитектуры, а затем,
в 1923 году, профессором ВХУТЕМАСА (Высшие художественно-технические
мастерские), где читал курс архитектурной композиции.
Тогда же он подружился с братьями А. А. и В. А. Весниными, признанными
лидерами советской архитектуры.
Вместе с Весниными Гинзбург стал во главе направления конструктивизм.
В конце 1925 года было создано Объединение современных архитекторов
(ОСА) — творческая организация архитекторов-конструктивистов.
Эта организация с 1926 по 1930 гг. издавала журнал «Современная
архитектура», ответственными редакторами которого были М. Я. Гинзбург
и А. А. Веснин.
В 1920-х гг. вышли в свет два капитальных труда Гинзбурга:
«Ритм в архитектуре» (1923 г.) и «Стиль и эпоха» (1924 г.).
Среди многочисленных проектов Гинзбурга выделяются:
здание Дома правительства в Алма-Ате (1929-1931 гг.) и
ансамбль санатория имени С. Орджоникидзе в Кисловодске (1935-1937 гг.).
В Москве он построил жилой дом на Малой Бронной (дом 21, 1926 г.) и
дом-коммуну на Новинском бульваре, 25.
В доме на Новинском бульваре были реализованы идеи Гинзбурга в области
принципов построения жилища нового типа.
Здесь был предложен переход на принципиально новые формы социально-
бытового устройства.
Этот дом был назван опытным домом переходного типа.
Под строительство дома Наркомфина в апреле 1929 года была отведена
территория двух городских усадеб с обширными садами, парадная
застройка которых выходила на Новинский бульвар.
Дом-коммуна воплощал собой идею комфортабельного жилища нового типа.
Он должен был включать в себя 4 корпуса:
жилой корпус,
коммунальный центр, состоявший из столовой, физкультурного зала и
читальни,
детский корпус — ясли и детский сад,
служебный корпус — прачечную и сушильню.
Основной объём жилого дома М. Я. Гинзбург расположил на территории
двух усадебных садов.
Жилой корпус представляет собой шестиэтажное здание длиной 85 метров и
высотой 17 метров.
Дом был поднят большей своей частью на высоту 2,5 метов на отдельных
круглых столбах, что сохраняло нетронутой площадь парка.
Корпус общественного обслуживания, стоящий в глубине участка,
представляет собой замкнутый четырёхэтажный, почти кубический объём.
Он поставлен под углом к жилому и связан с ним переходом на уровне
второго этажа.
На квадратной площадке перед общественным корпусом планировалось
разместить небольшое здание детского сада.
В июне 1929 года Гинзбургу было предложено сократить территорию
застройки — чиновники сочли, что на этой территории можно разместить
ещё один жилой дом и отказали Гинзбургу в постройке прачечной и
клуба как самостоятельных зданий.
Тогда архитектор и заказчик решили вести строительство без
соответствующих согласований.
К тому моменту, когда было принято окончательное решение разместить
на участке жилой дом для работников Совнаркома строительство комплекса
зданий Наркомфина и благоустройство территории по проекту Гинзбурга
были завершены, за исключением детского сада.
В результате — дом, построенный рядом с домом Наркомфина по проекту
другого архитектора, композиционно оказался не связанным с комплексом.
Экспериментальный дом на Новинском бульваре московского архитектора
Моисея Гинзбурга — это ещё и воплощение идеи дома-коммуны с
невероятной для нас степенью обобществления быта.
Дом состоит из двух корпусов: жилого с индивидуальными квартирами и
общественного («коммунального»), где было сосредоточено общественное
обслуживание. Оба здания связаны между собой крытым переходом на
уровне второго этажа.
Дом был задуман как «коммунальный» на 50 семей — 200 человек.
В торцах жилого корпуса расположены лестничные клетки — всего две на
весь дом.
На втором и пятом этажах здания лестницы связывают широкие в 4 метра
коридоры, освящённые с восточной стороны горизонтальными лентами окон.
В квартиры жильцы попадают из этих коридоров.
В доме Гинзбурга доминировало три типа квартир:
двухярусные трёхкомнатные квартиры относительно большой площади
(57-60 кв. м) для семей,
двухярусные малометражные квартиры (площадью около 30 кв. м) для
одного-двух человек, и
сдвоенные двухярусные малометражные квартиры.
На втором и третьем этажах дома Наркомфина расположены восемь
трёхкомнатных квартир для больших семей, в которые можно попасть с
нижнего коридора.
В них имеется маленькая кухня, позволяющая при желании индивидуально
готовить пищу, а также две спальни.
Эти квартиры двухярусные.
В нижнем ярусе размещены: передняя, кухня и общая жилая комната
двойной высоты.
Высота общей комнаты 5 метров, площадь 25 кв. метров.
Передняя ведёт в общую комнату, внутренняя лестница из передней
ведёт на второй ярус, на котором находится две спальни со
встроенными шкафами, ванная и туалет.
Высота второго яруса — 2,3 метра.
Вдоль верхнего коридора четвёртый и шестой этажи занимают
48-мь малометражных квартир, рассчитанных на одного-двух человек.
В этих квартирах кухонь не предполагалось вовсе.
Для того, чтобы сделать небольшую по площади квартиру максимально
дешёвой, Гинзбург заменил кухню скромным «кухонным элементом» –
кухонной нишей площадью всего 1,4 квадратных метра.
Оголодавшие жильцы должны были осуществлять переход на уровне
2-го этажа в так называемый «коммунальный корпус», объединявший
кухню со столовой, спортзал, детский сад и даже механическую
прачечную с ремонтными мастерскими.
Ванных комнат не было — их заменили душевые кабинки.
Туалеты представляли собой скромные кабинки...
Для тех, кто не вписывался в расписание работы столовой, в жилом
корпусе были оборудованы две резервные кухни для разогрева еды.
Квартиры эти двухярусные.
На одном ярусе квартиры расположены жилые помещения, на другом —
вспомогательные.
Высота комнат неодинаковая.
Одна комната имеет высоту 3,6 метров, другая — 2,3 метра.
Последняя представляет собой спальную нишу.
За счёт уменьшения высоты вспомогательных помещений, увеличивается
высота жилых комнат.
В результате квартиры выглядят следующим образом: с одной стороны —
высокая жилая часть комнаты, с другой — пониженный потолок спальной
ниши.
Нижние квартиры имеют общий уровень пола в спальной и жилых частях,
в верхних — пол спальной части приподнят на шесть ступеней.
Разница высот между двумя спальными нишами позволяет организовать
коридор, идущий вдоль всего дома.
По нему жильцы попадают в свои квартиры, спускаясь или поднимаясь
по внутренней лестнице.
В торцах дома по обе стороны лестничных клеток расположены квартиры
из сдвоенных малометражных квартир.
В этих квартирах две жилые комнаты высотой 3 метра.
Передняя, ванная и кухня имеют высоту 2,3 метра.
Среди жильцов этот тип квартиры пользовался наибольшим спросом.
В самой верхней части дома, на уровне плоской крыши сделано
несколько комнат типа общежития.
Часть и них на одного человека, часть — на двух.
Между каждой парой комнат расположены душевая и умывальная комнаты.
Ориентация квартир на две стороны восток-запад обеспечивала солнце
в остальной части утром, а в жилой части — во второй половине дня.
Впрочем, в спартанском доме-коммуне нашлось место и для элитного жилья.
Для заказчика дома Моисей Гинзбург спроектировал жильё повышенной
комфортности.
На крыше дома расположились 2 пентхауса, в которых поселились
два наркома: финансов — Николай Александрович Милютин, и
здравоохранения — Николай Александрович Семашко.
В связи с нехваткой средств одной из основных задач Моисея Гинзбурга
являлась разработка проекта такого дома, который бы дал возможность
максимально уменьшить затраты на его строительство.
В результате дом был построен из недорогих и недолговечных материалов
и, недолго простояв, стал разрушаться.
Не прижилась идея питаться до и после работы в столовой.
Моисей Гинзбург с нескрываемой горечью был вынужден констатировать,
что подавляющее число жителей разбирает обеды себе по
квартирам и столовая фактически не функционирует...
Вторую очередь коммунального корпуса так не удалось достроить...
В послевоенное время жильцов дома «уплотнили» — «ячейки»
превратились в коммуналки со всеми вытекающими обстоятельствами.
Дом стремительно ветшал.
В конце 1980-х годов свободное пространство между колоннами
застроили, окончательно исказив хрестоматийный облик дома Наркомфина.
В 1987 году жилой дом и общественный корпуса были поставлены под
государственную охрану как памятники архитектуры регионального значения.
И только в 2002 году была подтверждена историко-архитектурная ценность
прачечной, которая получила статус вновь выявленного объекта
культурного наследия.
В 2004 году была определена территория памятника, приближена к
границам землеотвода 1929 года.
Уже много лет дом Моисея Гинзбурга заколочен и дышит на ладан.
В торцах здания пылятся давно не работающие лифты.
Из всемирно известного памятника московский дом Наркомфина
стремительно превращается в национальный позор — то, что от него
осталось, можно посмотреть на Новинском бульваре, 25,
в глубине двора сразу за Домом-музеем Фёдора Ивановича Шаляпина.
Подробнее о доме Наркомфина можно почитать в публикациях:В 1914 году он окончил архитектурный факультет Академии
художеств в Милане, где получил академическое архитектурное
образование.
Вернувшись в Москву, он поступил в Политехнический институт,
где получил инженерное образование и свой второй диплом —
инженера-архитектора.
Новые социальные идеи, порождённые революцией, захватили молодого
архитектора.
Как и большинство архитекторов того времени, он стремился к
кардинальным переменам в области архитектуры и принципов проектирования.
В 1922 году М. Я. Гинзбург стал профессором Московского института
гражданских инженеров по кафедре истории архитектуры, а затем,
в 1923 году, профессором ВХУТЕМАСА (Высшие художественно-технические
мастерские), где читал курс архитектурной композиции.
Тогда же он подружился с братьями А. А. и В. А. Весниными, признанными
лидерами советской архитектуры.
Вместе с Весниными Гинзбург стал во главе направления конструктивизм.
В конце 1925 года было создано Объединение современных архитекторов
(ОСА) — творческая организация архитекторов-конструктивистов.
Эта организация с 1926 по 1930 гг. издавала журнал «Современная
архитектура», ответственными редакторами которого были М. Я. Гинзбург
и А. А. Веснин.
В 1920-х гг. вышли в свет два капитальных труда Гинзбурга:
«Ритм в архитектуре» (1923 г.) и «Стиль и эпоха» (1924 г.).
Среди многочисленных проектов Гинзбурга выделяются:
здание Дома правительства в Алма-Ате (1929-1931 гг.) и
ансамбль санатория имени С. Орджоникидзе в Кисловодске (1935-1937 гг.).
В Москве он построил жилой дом на Малой Бронной (дом 21, 1926 г.) и
дом-коммуну на Новинском бульваре, 25.
В доме на Новинском бульваре были реализованы идеи Гинзбурга в области
принципов построения жилища нового типа.
Здесь был предложен переход на принципиально новые формы социально-
бытового устройства.
Этот дом был назван опытным домом переходного типа.
Под строительство дома Наркомфина в апреле 1929 года была отведена
территория двух городских усадеб с обширными садами, парадная
застройка которых выходила на Новинский бульвар.
Дом-коммуна воплощал собой идею комфортабельного жилища нового типа.
Он должен был включать в себя 4 корпуса:
жилой корпус,
коммунальный центр, состоявший из столовой, физкультурного зала и
читальни,
детский корпус — ясли и детский сад,
служебный корпус — прачечную и сушильню.
Основной объём жилого дома М. Я. Гинзбург расположил на территории
двух усадебных садов.
Жилой корпус представляет собой шестиэтажное здание длиной 85 метров и
высотой 17 метров.
Дом был поднят большей своей частью на высоту 2,5 метов на отдельных
круглых столбах, что сохраняло нетронутой площадь парка.
Корпус общественного обслуживания, стоящий в глубине участка,
представляет собой замкнутый четырёхэтажный, почти кубический объём.
Он поставлен под углом к жилому и связан с ним переходом на уровне
второго этажа.
На квадратной площадке перед общественным корпусом планировалось
разместить небольшое здание детского сада.
В июне 1929 года Гинзбургу было предложено сократить территорию
застройки — чиновники сочли, что на этой территории можно разместить
ещё один жилой дом и отказали Гинзбургу в постройке прачечной и
клуба как самостоятельных зданий.
Тогда архитектор и заказчик решили вести строительство без
соответствующих согласований.
К тому моменту, когда было принято окончательное решение разместить
на участке жилой дом для работников Совнаркома строительство комплекса
зданий Наркомфина и благоустройство территории по проекту Гинзбурга
были завершены, за исключением детского сада.
В результате — дом, построенный рядом с домом Наркомфина по проекту
другого архитектора, композиционно оказался не связанным с комплексом.
Экспериментальный дом на Новинском бульваре московского архитектора
Моисея Гинзбурга — это ещё и воплощение идеи дома-коммуны с
невероятной для нас степенью обобществления быта.
Дом состоит из двух корпусов: жилого с индивидуальными квартирами и
общественного («коммунального»), где было сосредоточено общественное
обслуживание. Оба здания связаны между собой крытым переходом на
уровне второго этажа.
Дом был задуман как «коммунальный» на 50 семей — 200 человек.
В торцах жилого корпуса расположены лестничные клетки — всего две на
весь дом.
На втором и пятом этажах здания лестницы связывают широкие в 4 метра
коридоры, освящённые с восточной стороны горизонтальными лентами окон.
В квартиры жильцы попадают из этих коридоров.
В доме Гинзбурга доминировало три типа квартир:
двухярусные трёхкомнатные квартиры относительно большой площади
(57-60 кв. м) для семей,
двухярусные малометражные квартиры (площадью около 30 кв. м) для
одного-двух человек, и
сдвоенные двухярусные малометражные квартиры.
На втором и третьем этажах дома Наркомфина расположены восемь
трёхкомнатных квартир для больших семей, в которые можно попасть с
нижнего коридора.
В них имеется маленькая кухня, позволяющая при желании индивидуально
готовить пищу, а также две спальни.
Эти квартиры двухярусные.
В нижнем ярусе размещены: передняя, кухня и общая жилая комната
двойной высоты.
Высота общей комнаты 5 метров, площадь 25 кв. метров.
Передняя ведёт в общую комнату, внутренняя лестница из передней
ведёт на второй ярус, на котором находится две спальни со
встроенными шкафами, ванная и туалет.
Высота второго яруса — 2,3 метра.
Вдоль верхнего коридора четвёртый и шестой этажи занимают
48-мь малометражных квартир, рассчитанных на одного-двух человек.
В этих квартирах кухонь не предполагалось вовсе.
Для того, чтобы сделать небольшую по площади квартиру максимально
дешёвой, Гинзбург заменил кухню скромным «кухонным элементом» –
кухонной нишей площадью всего 1,4 квадратных метра.
Оголодавшие жильцы должны были осуществлять переход на уровне
2-го этажа в так называемый «коммунальный корпус», объединявший
кухню со столовой, спортзал, детский сад и даже механическую
прачечную с ремонтными мастерскими.
Ванных комнат не было — их заменили душевые кабинки.
Туалеты представляли собой скромные кабинки...
Для тех, кто не вписывался в расписание работы столовой, в жилом
корпусе были оборудованы две резервные кухни для разогрева еды.
Квартиры эти двухярусные.
На одном ярусе квартиры расположены жилые помещения, на другом —
вспомогательные.
Высота комнат неодинаковая.
Одна комната имеет высоту 3,6 метров, другая — 2,3 метра.
Последняя представляет собой спальную нишу.
За счёт уменьшения высоты вспомогательных помещений, увеличивается
высота жилых комнат.
В результате квартиры выглядят следующим образом: с одной стороны —
высокая жилая часть комнаты, с другой — пониженный потолок спальной
ниши.
Нижние квартиры имеют общий уровень пола в спальной и жилых частях,
в верхних — пол спальной части приподнят на шесть ступеней.
Разница высот между двумя спальными нишами позволяет организовать
коридор, идущий вдоль всего дома.
По нему жильцы попадают в свои квартиры, спускаясь или поднимаясь
по внутренней лестнице.
В торцах дома по обе стороны лестничных клеток расположены квартиры
из сдвоенных малометражных квартир.
В этих квартирах две жилые комнаты высотой 3 метра.
Передняя, ванная и кухня имеют высоту 2,3 метра.
Среди жильцов этот тип квартиры пользовался наибольшим спросом.
В самой верхней части дома, на уровне плоской крыши сделано
несколько комнат типа общежития.
Часть и них на одного человека, часть — на двух.
Между каждой парой комнат расположены душевая и умывальная комнаты.
Ориентация квартир на две стороны восток-запад обеспечивала солнце
в остальной части утром, а в жилой части — во второй половине дня.
Впрочем, в спартанском доме-коммуне нашлось место и для элитного жилья.
Для заказчика дома Моисей Гинзбург спроектировал жильё повышенной
комфортности.
На крыше дома расположились 2 пентхауса, в которых поселились
два наркома: финансов — Николай Александрович Милютин, и
здравоохранения — Николай Александрович Семашко.
В связи с нехваткой средств одной из основных задач Моисея Гинзбурга
являлась разработка проекта такого дома, который бы дал возможность
максимально уменьшить затраты на его строительство.
В результате дом был построен из недорогих и недолговечных материалов
и, недолго простояв, стал разрушаться.
Не прижилась идея питаться до и после работы в столовой.
Моисей Гинзбург с нескрываемой горечью был вынужден констатировать,
что подавляющее число жителей разбирает обеды себе по
квартирам и столовая фактически не функционирует...
Вторую очередь коммунального корпуса так не удалось достроить...
В послевоенное время жильцов дома «уплотнили» — «ячейки»
превратились в коммуналки со всеми вытекающими обстоятельствами.
Дом стремительно ветшал.
В конце 1980-х годов свободное пространство между колоннами
застроили, окончательно исказив хрестоматийный облик дома Наркомфина.
В 1987 году жилой дом и общественный корпуса были поставлены под
государственную охрану как памятники архитектуры регионального значения.
И только в 2002 году была подтверждена историко-архитектурная ценность
прачечной, которая получила статус вновь выявленного объекта
культурного наследия.
В 2004 году была определена территория памятника, приближена к
границам землеотвода 1929 года.
Уже много лет дом Моисея Гинзбурга заколочен и дышит на ладан.
В торцах здания пылятся давно не работающие лифты.
Из всемирно известного памятника московский дом Наркомфина
стремительно превращается в национальный позор — то, что от него
осталось, можно посмотреть на Новинском бульваре, 25,
в глубине двора сразу за Домом-музеем Фёдора Ивановича Шаляпина.
«Улица Чайковского, 25» Е. К. Иванова, Р. А. Кацнельсон.
Путеводитель. Москва, издательство «Московский рабочий», 1986 год.
«Дом наркомфина. Жизненные коллизии» Елена Никулина.
Журнал «Московское наследие», №4, 2007 г.
Дом Наркомфина Где находится (адрес) Новинский бульвар, 25, стр. 1, метро «Баррикадная», метро «Краснопресненская» Как пройти от ближайших станций метро Выйдя из станции метро «Баррикадная», налево, перейти улицу Баррикадную, к высотке, дойти до Садового кольца, правый участок которого в этом месте называется Новинским бульваром, пройти по Новинскому бульвару до дома-музея Ф. И. Шаляпина (Новинский бульвар, 25). В глубине двора увидим дом Наркомфина. Можно пройти от метро «Краснопресненская». Выйти из метро направо, дойти по улице Красная Пресня до перекрёстка с Конюшковской улицей, свернуть на неё вправо, перейти на другую сторону и углубиться в Малый Конюшковский переулок. Когда с правой стороны закончится забор американского посольства, появится торец знаменитого здания.