Достопримечательности Москвы > Монастыри Москвы
Донской монастырь
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Донская площадь, 1, метро «Шаболовская», «Октябрьская»
Донской монастырь основан в 1591 году царём
Фёдором Иоанновичем в благодарность Богу за победу
над крымским ханом Казы-Гиреем.
В 1591 году Москва подверглась нашествию крымских татар.
Хан Казы-Гирей во главе войска подошёл к городу и стал на
ближних подступах к городу.
Войско Казы-Гирея появилось между Даниловым и Новодевичьим
монастырём, там было большое незащищённое пространство.
Для отражения неприятеля царь Фёдор Иванович направил
московское ополчение во главе Борисом Годуновым.
В короткий срок за Калужскими воротами земляного города была
сооружена передвижная крепость для укрытия защитников Москвы.
Царь Фёдор повелел обнести икону Донской Божией Матери вокруг
городских стен, а затем поместить её в стане русских воинов в
походной церкви.
Фёдором Иоанновичем в благодарность Богу за победу
над крымским ханом Казы-Гиреем.
В 1591 году Москва подверглась нашествию крымских татар.
Хан Казы-Гирей во главе войска подошёл к городу и стал на
ближних подступах к городу.
Войско Казы-Гирея появилось между Даниловым и Новодевичьим
монастырём, там было большое незащищённое пространство.
Для отражения неприятеля царь Фёдор Иванович направил
московское ополчение во главе Борисом Годуновым.
В короткий срок за Калужскими воротами земляного города была
сооружена передвижная крепость для укрытия защитников Москвы.
Царь Фёдор повелел обнести икону Донской Божией Матери вокруг
городских стен, а затем поместить её в стане русских воинов в
походной церкви.
Эта икона по преданию была с Дмитрием Донским в
Куликовской битве.
С этого времени она считается защитницей и покровительницей
русского воинства.
После сражения, длившегося весь день, хан бежал, оставив
весь свой обоз.
В память этой победы царь повелел основать монастырь, и на том месте,
где стояла походная церковь с чудотворной иконой, возвести собор
во имя Донской иконы Божией Матери.
Также в память этой победы царём Фёдором Иоанновичем был установлен
крестный ход, который ежегодно вплоть до революции 1917 года
совершался 19-го августа из Успенского собора Кремля в
Донской монастырь.
Таким образом, Донской монастырь стал последним по времени создания
из полукольца московских монастырей-крепостей: Новодевичий, Симонов,
Андроников, Данилов.
Донской должен был прикрывать Москву со стороны Калужской дороги.
Собор в честь Донской иконы Божией Матери,Куликовской битве.
С этого времени она считается защитницей и покровительницей
русского воинства.
После сражения, длившегося весь день, хан бежал, оставив
весь свой обоз.
В память этой победы царь повелел основать монастырь, и на том месте,
где стояла походная церковь с чудотворной иконой, возвести собор
во имя Донской иконы Божией Матери.
Также в память этой победы царём Фёдором Иоанновичем был установлен
крестный ход, который ежегодно вплоть до революции 1917 года
совершался 19-го августа из Успенского собора Кремля в
Донской монастырь.
Таким образом, Донской монастырь стал последним по времени создания
из полукольца московских монастырей-крепостей: Новодевичий, Симонов,
Андроников, Данилов.
Донской должен был прикрывать Москву со стороны Калужской дороги.
ныне — Малый (Старый) собор Донской Богоматери
Построен в 1591-1593 гг. и является первым каменным
зданием монастыря.
Собор заложен по велению царя Фёдора Иоанновича в память
победы над ханом Хазы-Гиреем.
Строительство было закончено при Борисе Годунове.
Предположительно, автором собора является зодчий Фёдор Конь.
В первоначальном виде собор был почти квадратным в плане со
шлемовидной главой и тремя круглыми апсидами.
В 1678 году к собору по распоряжению царя Фёдора Алексеевича в
память разгрома татаро-турецких войк под градом Чигирином были
пристроены два придела.
В 1678 году с запада была пристроена трапезная.
В 1679 году — сооружена шатровая колокольня, а шлемовидный купол
был заменён главой.
В таком виде Малый собор дошёл до наших дней.
В Смутное время монастырь был разграблен и опустошён.
Возобновлён царём Михаилом Фёдоровичем и стал царским богомольем.
Новый собор в честь Донской иконы Божией Матери,зданием монастыря.
Собор заложен по велению царя Фёдора Иоанновича в память
победы над ханом Хазы-Гиреем.
Строительство было закончено при Борисе Годунове.
Предположительно, автором собора является зодчий Фёдор Конь.
В первоначальном виде собор был почти квадратным в плане со
шлемовидной главой и тремя круглыми апсидами.
В 1678 году к собору по распоряжению царя Фёдора Алексеевича в
память разгрома татаро-турецких войк под градом Чигирином были
пристроены два придела.
В 1678 году с запада была пристроена трапезная.
В 1679 году — сооружена шатровая колокольня, а шлемовидный купол
был заменён главой.
В таком виде Малый собор дошёл до наших дней.
В Смутное время монастырь был разграблен и опустошён.
Возобновлён царём Михаилом Фёдоровичем и стал царским богомольем.
ныне — Большой собор Донской Богоматери
Возведён в 1684-1698 гг. иждивением царевны Екатерины Алексеевны,
сестры Петра Великого.
Здание собора в плане крестообразно, увенчано пятью барабанами
с лукообразными куполами, большим в центре и меньшими вокруг.
Купола собора ориентированы строго по сторонам света.
сестры Петра Великого.
Здание собора в плане крестообразно, увенчано пятью барабанами
с лукообразными куполами, большим в центре и меньшими вокруг.
Купола собора ориентированы строго по сторонам света.
Нижнюю часть собора опоясывает крытая галерея.
Внутри собора сохранился резной 8-ярусный деревянный иконостас,
выполненный в 1695-1699 гг. мастерами К. Золотарёвым, А. Андреевым,
Г. Алексеевым, И. Фёдоровым в стиле московского барокко.
Большинство икон иконостаса конца XVII века.
Внутри собора сохранился резной 8-ярусный деревянный иконостас,
выполненный в 1695-1699 гг. мастерами К. Золотарёвым, А. Андреевым,
Г. Алексеевым, И. Фёдоровым в стиле московского барокко.
Большинство икон иконостаса конца XVII века.
Роспись стен собора выполнил итальянский художник
Христофор Клаудо.
В 1712 году под алтарём Большого собора царём
Арчилом Имеретинским устроена церковь Сретения Господня,
которая позже стала усыпальницей многих грузинских
политических и духовных деятелей.
В придельном храме под Большим собором Донской иконы Богоматери
погребён грузинский царь Арчил Имеретинский и его сыновья
Александр, Матвей и Давид, грузинские царевичи и князья
Дадиани и Багратионы.
Стены и башни Донского монастыряХристофор Клаудо.
В 1712 году под алтарём Большого собора царём
Арчилом Имеретинским устроена церковь Сретения Господня,
которая позже стала усыпальницей многих грузинских
политических и духовных деятелей.
В придельном храме под Большим собором Донской иконы Богоматери
погребён грузинский царь Арчил Имеретинский и его сыновья
Александр, Матвей и Давид, грузинские царевичи и князья
Дадиани и Багратионы.
В связи со строительством нового собора в 1686 году
началось возведение каменных монастырских стен с
двенадцатью башнями (вместо деревянных).
Стены возводились сначала на средства казны, а с 1697 года на
пожертвование вдовы думного дьяка Якова Аверкиевича Кириллова
Ирины Смирновой.
Постройка стен завершилась в 1711 году.
Стены и башни оборонительного значения не имели.
Храм-колокольня во имя Тихвинской иконы Божией Материначалось возведение каменных монастырских стен с
двенадцатью башнями (вместо деревянных).
Стены возводились сначала на средства казны, а с 1697 года на
пожертвование вдовы думного дьяка Якова Аверкиевича Кириллова
Ирины Смирновой.
Постройка стен завершилась в 1711 году.
Стены и башни оборонительного значения не имели.
В 1713-1714 гг. над северными воротами монастыря построен
храм-колокольня во имя Тихвинской иконы Божией Матери
иждивением царицы Прасковьи Фёдоровны и её дочери
царевны Екатерины Иаонновны, предположительно, по
проекту архитектора И. П. Зарудного. Перестроен в 1792 г.
16 сентября 1771 года во время «чумного бунта» у северных ворот
Донского монастыря трагически погиб московский Архиепископ
Амвросий (1708-1771 гг.), который, когда началась чума, принял
ряд мер для её пресечения: отменил крестные ходы, запретил
погребение при церквах, снял икону с Варварских ворот, к которой
стекался народ, чем возбудил ярость толпы и был растерзан толпой
при попытке укрыться в монастыре.
Архиепископ Амвросий погребён в Малом соборе Донского монастыря.
Братские кельихрам-колокольня во имя Тихвинской иконы Божией Матери
иждивением царицы Прасковьи Фёдоровны и её дочери
царевны Екатерины Иаонновны, предположительно, по
проекту архитектора И. П. Зарудного. Перестроен в 1792 г.
16 сентября 1771 года во время «чумного бунта» у северных ворот
Донского монастыря трагически погиб московский Архиепископ
Амвросий (1708-1771 гг.), который, когда началась чума, принял
ряд мер для её пресечения: отменил крестные ходы, запретил
погребение при церквах, снял икону с Варварских ворот, к которой
стекался народ, чем возбудил ярость толпы и был растерзан толпой
при попытке укрыться в монастыре.
Архиепископ Амвросий погребён в Малом соборе Донского монастыря.
Братские кельи 1754-1758 гг. постройки, надстроены в 1891 г.
Они отделяют центральную часть монастыря от монастырского двора.
Позже здесь разместилась монастырская гостиница.
Во дворе расположены квасоварня (построена в 1792 г.,
перестроена в 1903 г.) и каретный сарай (1792 г.).
Архимандритские покои (Настоятельский корпус)Они отделяют центральную часть монастыря от монастырского двора.
Позже здесь разместилась монастырская гостиница.
Во дворе расположены квасоварня (построена в 1792 г.,
перестроена в 1903 г.) и каретный сарай (1792 г.).
В глубине Донского монастыря, справа от Большого собора
Донской иконы Божией матери виднеются Архимандритские покои
(Дом настоятеля или Настоятельский корпус) — пример рядовой
жилой застройки Москвы середины XVIII века.
.
Построены в 1749-1780 гг.
К дому настоятеля прилегает сад.
Церковь Михаила Архангела (усыпальница князей Голицыных)Донской иконы Божией матери виднеются Архимандритские покои
(Дом настоятеля или Настоятельский корпус) — пример рядовой
жилой застройки Москвы середины XVIII века.
.
Построены в 1749-1780 гг.
К дому настоятеля прилегает сад.
В южной части Донского монастыря в 1714 году на средства
стольника Ивана Ивановича Дурново возвели церковь
Святого Евфимия Великого, которая после перестройки
в 1806-1809 гг. архитектором И. В. Еготовым в стиле
русского ампира была переосвящена в церковь Михаила Архангела и
стала фамильной усыпальницей князей Голицыных.
С запада от храма была больница, переделанная при перестройке в
трапезную.
На фронтоне церкви изображено «всевидящее око».
Такое изображение помещалось на лицевой стороне медали
«В память Отечественной войны», которой награждались герои
войны 1812 года.
Здесь похоронены герои Отечественной войны 1812 года — князья
Д. В. Голицын, Н. Я. Голицын, А. Г. Щербатов.
Колокольня у западных ворот Донского монастыря сстольника Ивана Ивановича Дурново возвели церковь
Святого Евфимия Великого, которая после перестройки
в 1806-1809 гг. архитектором И. В. Еготовым в стиле
русского ампира была переосвящена в церковь Михаила Архангела и
стала фамильной усыпальницей князей Голицыных.
С запада от храма была больница, переделанная при перестройке в
трапезную.
На фронтоне церкви изображено «всевидящее око».
Такое изображение помещалось на лицевой стороне медали
«В память Отечественной войны», которой награждались герои
войны 1812 года.
Здесь похоронены герои Отечественной войны 1812 года — князья
Д. В. Голицын, Н. Я. Голицын, А. Г. Щербатов.
церковью праведных Захарии и Елисаветы
Колокольня у западных ворот Донского монастыря.
Построена в 1730-1755 гг.
Сооружение колокольни началось по проекту петербургского
архитектора Д. Трезини.
Он возвёл лишь нижний ярус колокольни, расчленённый
тосканскими пилястрами.
Достраивал колокольню архитектор А. П. Евлашев.
В колокольне находится церковь праведных Захарии и Елисаветы.
Церковь преподобного Александра СвирскогоПостроена в 1730-1755 гг.
Сооружение колокольни началось по проекту петербургского
архитектора Д. Трезини.
Он возвёл лишь нижний ярус колокольни, расчленённый
тосканскими пилястрами.
Достраивал колокольню архитектор А. П. Евлашев.
В колокольне находится церковь праведных Захарии и Елисаветы.
Церковь преподобного Александра Свирского —
круглый храм-усыпальница сенатора А. Н. Зубова.
Небольшой храм-ротонда построен в 1796-1798 гг. на
средства графа Николая Александровича Зубова над могилой
его отца А. Н. Зубова.
Церковь во имя Святой Екатерины и Иоанна Златоустакруглый храм-усыпальница сенатора А. Н. Зубова.
Небольшой храм-ротонда построен в 1796-1798 гг. на
средства графа Николая Александровича Зубова над могилой
его отца А. Н. Зубова.
В 1888-1891 гг. архитектор А. Венсан построил у
северных ворот церковь-усыпальницу для купцов Первушиных
во имя Святой Екатерины и Иоанна Златоуста в византийском стиле.
В настоящее время доступа к этому храму для посетителей Донского
монастыря нет.
Формирование ансамбля Донского монастыря в том виде, котором он
дошёл до наших дней завершилось к концу XVIII века.
Со временем Донской монастырь стал одним из наиболее богатых и
почитаемых на Руси.
Императрица Екатерина II завещала похоронить себя в Донском
монастыре, «буде умрёт на Москве».
Церковь преподобного Иоанна Лествичникасеверных ворот церковь-усыпальницу для купцов Первушиных
во имя Святой Екатерины и Иоанна Златоуста в византийском стиле.
В настоящее время доступа к этому храму для посетителей Донского
монастыря нет.
Формирование ансамбля Донского монастыря в том виде, котором он
дошёл до наших дней завершилось к концу XVIII века.
Со временем Донской монастырь стал одним из наиболее богатых и
почитаемых на Руси.
Императрица Екатерина II завещала похоронить себя в Донском
монастыре, «буде умрёт на Москве».
Рядом с церковью Александра Свирского — пятиглавый храм
преподобного Иоанна Лествичника с шатровым завершением —
усыпальница семьи фабрикантов Терещенко.
Построен в конце XIX века в русском стиле.
Часовня-усыпальница фабриканта Левченкопреподобного Иоанна Лествичника с шатровым завершением —
усыпальница семьи фабрикантов Терещенко.
Построен в конце XIX века в русском стиле.
Часовня-усыпальница семьи фабриканта Левченко
построена в 1900 году по проекту архитектора
Р. И. Клейна в стиле псковско-новгородских храмов.
Украшена мозаикой, выполненной по рисункам
художника В. М. Васнецова.
Мозаичная икона в левом крыле усыпальницы со следами пуль
пользуется особым интересом у верующих.
Патриарх Московский и Всея Руси Тихон в Донском монастырепостроена в 1900 году по проекту архитектора
Р. И. Клейна в стиле псковско-новгородских храмов.
Украшена мозаикой, выполненной по рисункам
художника В. М. Васнецова.
Мозаичная икона в левом крыле усыпальницы со следами пуль
пользуется особым интересом у верующих.
После 1917 года Донской монастырь стал центром Русской
Православной Церкви.
Здесь располагалось Высшее Церковное Управление,
проводились собрания и съезды православного духовенства.
19 мая 1922 года сюда был привезён из Троицкого подворья
Патриарх Московский и Всея Руси Тихон (1865-1925 гг.).
Тихон был первым Патриархом Российским после 200-летнего перерыва.
Его служение пришлось на начало крестного пути Русской Православной
Церкви после революции 1917 года.
Православной Церкви.
Здесь располагалось Высшее Церковное Управление,
проводились собрания и съезды православного духовенства.
19 мая 1922 года сюда был привезён из Троицкого подворья
Патриарх Московский и Всея Руси Тихон (1865-1925 гг.).
Тихон был первым Патриархом Российским после 200-летнего перерыва.
Его служение пришлось на начало крестного пути Русской Православной
Церкви после революции 1917 года.
В Донском монастыре Патриарх Тихон находился под домашним
арестом. Власть притесняла его, как могла.
Так, часть помещений Донского монастыря в 1924 году была заняла
детской трудовой колонией, другая — Районным подотделом по
борьбе с огородными вредителями.
арестом. Власть притесняла его, как могла.
Так, часть помещений Донского монастыря в 1924 году была заняла
детской трудовой колонией, другая — Районным подотделом по
борьбе с огородными вредителями.
Здесь, 9 декабря 1924 года, Патриарх стал жертвой покушения.
Двое неизвестных проникли через второй этаж Тихвинской церкви,
что у северных ворот, на второй этаж домика у ворот, где
проживал Патриарх Тихон.
Увидав келейника Якова Половоза, один из них бросился
на него с ножом.
Убив келейника, нападавшие скрылись.
Яков Анисимович Полозов (1879-1924 гг.) похоронен у южной
стены Малого собора.
Могила его почитается как место погребения мученика.
Двое неизвестных проникли через второй этаж Тихвинской церкви,
что у северных ворот, на второй этаж домика у ворот, где
проживал Патриарх Тихон.
Увидав келейника Якова Половоза, один из них бросился
на него с ножом.
Убив келейника, нападавшие скрылись.
Яков Анисимович Полозов (1879-1924 гг.) похоронен у южной
стены Малого собора.
Могила его почитается как место погребения мученика.
Святейший Патриарх Тихон был погребён 12 апреля 1925 года
в Малом соборе. Прославлен в лике святых в 1989 году.
Святые мощи Святителя Тихона обретены 22 февраля 1992 года
при восстановлении Малого собора.
Рака с мощами в зимнее время находится в Малом соборе,
в летнее — в Большом соборе, слева от Царских врат.
Ежегодно здравствующий Патриарх на праздник Благовещения
(день кончины святителя Тихона) служит заупокойную литию на
его могиле в Донском монастыре.
В 1927 году Донской монастырь был закрыт.
В его зданиях разместились рабочее общежитие, пчеловодческие курсы,
коммунальные квартиры и прочее.
В 1920-е гг. здесь размещался Историко-бытовой музей, после —
Антирелигиозный музей.
В 1935 году часть нежилых зданий Донского монастыря была передана
Музею Архитектуры Академии архитектуры.
Горельефы с храма Христа Спасителяв Малом соборе. Прославлен в лике святых в 1989 году.
Святые мощи Святителя Тихона обретены 22 февраля 1992 года
при восстановлении Малого собора.
Рака с мощами в зимнее время находится в Малом соборе,
в летнее — в Большом соборе, слева от Царских врат.
Ежегодно здравствующий Патриарх на праздник Благовещения
(день кончины святителя Тихона) служит заупокойную литию на
его могиле в Донском монастыре.
В 1927 году Донской монастырь был закрыт.
В его зданиях разместились рабочее общежитие, пчеловодческие курсы,
коммунальные квартиры и прочее.
В 1920-е гг. здесь размещался Историко-бытовой музей, после —
Антирелигиозный музей.
В 1935 году часть нежилых зданий Донского монастыря была передана
Музею Архитектуры Академии архитектуры.
В 1920-1930-е гг. сотрудники Музея Архитектуры свозили на территорию
Донского монастыря архитектурные фрагменты, древние надгробия и
другие ценности, которые удавалось собрать с уничтожаемых в эти годы
гражданских (Красные ворота, Сухарева башня) и церковных зданий.
Здесь нашли пристанище 6 уникальных скульптурных горельефов с
храма Христа Спасителя, взорванного большевиками в 1931 году.
Выбор сюжетов для этих горельефов император Николай I предоставил
митрополиту Филарету.
Пять из них создал скульптор Александр Васильевич Логановский
(1812-1855 гг.), работавший в области монументально-декоративной
скульптуры на библейские и русские исторические темы.
А. С. Пушкин назвал его произведения «народной скульптурой».
В 1847-1849 гг. Александр Васильевич исполнил мраморные горельефы и
фигуры святых для украшения внешних стен храма Христа Спасителя
(30-ть скульптур из 40).
Пять сохранившихся работ А. В. Логановского в 1951 году были
вмонтированы в арки восточной монастырской стены:
«Преподобный Сергий благословляет Великого князя Дмитрия Донского
на брань с татарами»;
«Встреча Давида, победившего Голифа»;
«Мельхиседек встречает Авраама с пленёнными им царями»;
«Мариам, воспевающая победу своего народа над врагами»
(эту скульптуру называют одним из лучших женских образов
в монументально-декоративной скульптуре XIX века);
«Девора, призывающая народ к борьбе с поработителями».
А также горельеф «Воин Георгий» скульптора Н. А. Рамазанова.
Надгробие боярина Фёдора Бяконта
Недалеко у восточной стены поставили надгробие боярина
Фёдора Бяконта — отца святителя Алексия, митрополита
Московского и всея Руси.
Ранее это надгробие находилось в соборном храме Богоявленского
монастыря, где он был похоронен.
На камне надпись:
«Поставлен сей камень по благословению преосвященного Платона,
митрополита Московского и Коломенского, потомком сего боярина,
статским советником и кавалером Никанором Богдановичем Плещеевым
в 1805 году»
Памятник Екатерине II из подмосковного села Троицкое-КайнарджиФёдора Бяконта — отца святителя Алексия, митрополита
Московского и всея Руси.
Ранее это надгробие находилось в соборном храме Богоявленского
монастыря, где он был похоронен.
На камне надпись:
«Поставлен сей камень по благословению преосвященного Платона,
митрополита Московского и Коломенского, потомком сего боярина,
статским советником и кавалером Никанором Богдановичем Плещеевым
в 1805 году»
Справа от дорожки к Большому собору установлен четырёхгранный
мраморный обелиск — памятник Екатерине II из подмосковного
села Троицкое-Кайнарджи.
В северную стену вмонтированы наличники из уничтоженных храмов:
Сухаревой башни, церкви Успения на Покровке, трапезной затопленного
Калязинского монастыря на Волге и др.
К сожалению, проход к северной стене сейчас закрыт.
В Донском монастыре хранились также Триумфальные ворота с площади
Белорусского вокзала (1834 г., архитектор О. И. Бове, скульпторы И. Т. Тимофеев,
И. П. Витали), разобранные в 1936 году и восстановленные в 1968 году
недалеко от Поклонной горы на Кутузовском проспекте.
Памятник Константину Арсеньевичу Ясюнинскомумраморный обелиск — памятник Екатерине II из подмосковного
села Троицкое-Кайнарджи.
В северную стену вмонтированы наличники из уничтоженных храмов:
Сухаревой башни, церкви Успения на Покровке, трапезной затопленного
Калязинского монастыря на Волге и др.
К сожалению, проход к северной стене сейчас закрыт.
В Донском монастыре хранились также Триумфальные ворота с площади
Белорусского вокзала (1834 г., архитектор О. И. Бове, скульпторы И. Т. Тимофеев,
И. П. Витали), разобранные в 1936 году и восстановленные в 1968 году
недалеко от Поклонной горы на Кутузовском проспекте.
В западную стену монастыря вмонтирован надгробный памятник
Константину Арсеньевичу Ясюнинскому (1863-1907 гг.)
работы скульптора Н. А. Андреева (1908 г.), возле которого
часто можно встретить молящихся и всегда — живые цветы.
Памятник потомственному почетному гражданину,
мануфактур-советнику, члену совета Московского торгового банка,
председателю Московского отделения Совета торговли и мануфактур,
а с 1906 года — члену Государственного совета Константину
Арсеньевичу Ясюнинскому был перенесён в 1927 году с уничтоженного
кладбища Спасо-Андроникова монастыря.
В советский период, когда большинство храмов было закрыто — эта
скорбная фигура Христа на фоне внушительного креста из чёрного
мрамора служила верующим иконой под открытым небом.
Встретить молящихся у памятника Ясюнинскому можно и сегодня —
редкий случай, когда художественный образ надгробия благодаря
таланту скульптора наполнился религиозным содержанием.
В 1964 году территория монастыря получила статус филиалаКонстантину Арсеньевичу Ясюнинскому (1863-1907 гг.)
работы скульптора Н. А. Андреева (1908 г.), возле которого
часто можно встретить молящихся и всегда — живые цветы.
Памятник потомственному почетному гражданину,
мануфактур-советнику, члену совета Московского торгового банка,
председателю Московского отделения Совета торговли и мануфактур,
а с 1906 года — члену Государственного совета Константину
Арсеньевичу Ясюнинскому был перенесён в 1927 году с уничтоженного
кладбища Спасо-Андроникова монастыря.
В советский период, когда большинство храмов было закрыто — эта
скорбная фигура Христа на фоне внушительного креста из чёрного
мрамора служила верующим иконой под открытым небом.
Встретить молящихся у памятника Ясюнинскому можно и сегодня —
редкий случай, когда художественный образ надгробия благодаря
таланту скульптора наполнился религиозным содержанием.
Государственного научно-исследовательского Музея архитектуры
имени А. В. Щусева.
В сентябре 1991 год в ознаменование 400-летия Донского монастыря
состоялся крестный ход во главе с патриархом Алексием II.
В мае 1991 года монастырь был возвращён Русской Православной Церкви и
в нём возродилась монашеская жизнь.
Наместником Донского мужского монастыря был назначен архимандрит
Агафодор (Маркевич).
Первым постриженным в возрождённой обители стал иеромонах
Тихон (Шевкунов).
В настоящее время возрождены все храмы монастыря.
Храм во имя святителя Тихона
После обретения мощей святителя Тихона в 1997 году на
месте бывших братских огородов Донского монастыря был
построен храм во имя святителя Тихона.
Росписи храма повествуют о жизненном пути Патриарха и его
подвижнической деятельности.
Рядом в 2000 году был построен храм священномученика
Георгия Победоносца.
У церкви Михаила Архангела построена водосвятная часовня по проекту
архитектора И. Вихляева.
Ежегодно в праздник Донской иконы Божией Матери в Донской монастырь
из Третьяковской галереи доставляют икону Донской Богоматери,
написанную в 1392 году иконописцем Феофаном Греком.
Тысячи людей заполняют монастырский двор, встречая Патриарха,
который ежегодно совершает богослужение в честь праздника.
Выставка «Оружие Победы» на территории Донского монастыряместе бывших братских огородов Донского монастыря был
построен храм во имя святителя Тихона.
Росписи храма повествуют о жизненном пути Патриарха и его
подвижнической деятельности.
Рядом в 2000 году был построен храм священномученика
Георгия Победоносца.
У церкви Михаила Архангела построена водосвятная часовня по проекту
архитектора И. Вихляева.
Ежегодно в праздник Донской иконы Божией Матери в Донской монастырь
из Третьяковской галереи доставляют икону Донской Богоматери,
написанную в 1392 году иконописцем Феофаном Греком.
Тысячи людей заполняют монастырский двор, встречая Патриарха,
который ежегодно совершает богослужение в честь праздника.
С правой стороны от дорожки к Большому собору по
благословению Патриарха Алексия II была устроена
небольшая выставка «Оружие Победы» в память о подвиге
православной церкви в деле спасения Отечества во время
Великой Отечественной войны.
Среди образцов оружия Великой Отечественной войны — танк «Т-34»
танковой колонны «Дмитрий Донской», состоявшей из 40 танков,
средства на создание которой в 1943 году Православная церковь
собирала всем миром, а также — знаменитая «Катюша» и др.
В настоящее время (май 2010 г.) выставка справа от входа в Донской
монастырь демонтирована.
Некрополь Донского монастыряблагословению Патриарха Алексия II была устроена
небольшая выставка «Оружие Победы» в память о подвиге
православной церкви в деле спасения Отечества во время
Великой Отечественной войны.
Среди образцов оружия Великой Отечественной войны — танк «Т-34»
танковой колонны «Дмитрий Донской», состоявшей из 40 танков,
средства на создание которой в 1943 году Православная церковь
собирала всем миром, а также — знаменитая «Катюша» и др.
В настоящее время (май 2010 г.) выставка справа от входа в Донской
монастырь демонтирована.
Часть монастырской территории со времени основания монастыря
использовалась под кладбище.
Оно возникло вокруг Малого собора и постепенно расширяясь, заняло всю
юго-восточную часть монастыря.
Кладбище Донского монастыря было одним из самых аристократичных
в Москве и места на нём стоили баснословных сумм (к середине XIX века
до трёх тысяч рублей).
На сегодня это единственное сохранившееся в Москве монастырское кладбище.
Оно уникально как некрополь выдающихся деятелей русской истории,
культуры, литературы и искусства.
Здесь похоронены:
Пётр Яковлевич Чаадаев (1793-1856 гг.), философ;
Александр Петрович Сумароков (1717-1777 гг.), писатель;
Иван Иванович Дмитриев (1760-137 гг.), поэт-баснописец;
Михаил Матвеевич Херасков (1733-1807 гг.), поэт (барельефный
портрет скульптора Г. Т. Замараева);
Иван Михайлович Долгоруков (1764-1823 гг.), князь, поэт и писатель;
Василий Львович Пушкин (1767-1830 гг.), поэт, дядя А. С. Пушкина;
Василий Иванович Майков (1728-1778 гг.), поэт;
Варвара Петровна Тургенева (1809-1834 гг.), мать писателя Тургенева;
Владимир Фёдорович Одоевский (1803-1869 гг.), князь, писатель;
Осип Иванович Бове (1784-1834 гг.), архитектор;
Владимир Осипович Шервуд (1833-1897 гг.), архитектор;
Василий Осипович Ключевский (1841-1911 гг.), историк;
Николай Егорович Жуковский (1847-1921 гг.), «отец русской авиации»
(памятник работы В. А. Андреева);
Пётр Дмитриевич Барановский (1892-1984 гг.), архитектор-реставратор;
Василий Григорьевич Перов (1834-1882 гг.), художник (памятник работы
А. Е. Елецкого);
Александр Исаевич Солженицын (1918-2008 гг.), писатель.
В 2000 году сюда были перевезены из Франции останки писателя
Ивана Сергеевича Шмелёва (1873-1950 гг.).
В 2005 году в некрополе Донского монастыря перезахоронены:
останки генерала Антона Ивановича Деникина (1872-1947 гг.), доставленные из США;
останки философа Ивана Александровича Ильина (1882-1954 гг.), из Швейцарии.
В 2007 году перевезены останки генерала Владимира Оскаровича Каппеля
(1881-1920 гг.), из Харбина.
В 2011 году Донскому монастырю исполнится 420 лет.
Здесь можно помолиться перед чудотворными иконами:
Донской иконы Божией Матери,
Феодоровской (фамильной иконы Дома Романовых),
иконы Божией Матери «Знамение»,
перед чтимой иконой Серафима Саровского с частицей его мощей,
приложиться к раке со святыми мощами святителя Тихона, Патриарха
Московского и Всея Руси (Большой собор, слева от Царских врат).
При монастыре действует воскресная школа, иконописная и
реставрационная мастерские, бесплатные курсы золотого шитья,
в арке под колокольней работают иконная и книжная лавки.
Донской ставропигиальный мужской монастырь Где находится (адрес) Донская площадь, 1 Ближайшие станции метро метро «Шаболовская», метро «Октябрьская» Как проехать или пройти от ближайших станций метро 10 минут от метро «Шаболовская», 20 минут от метро «Октябрьская» Дни и часы работы Донской мужской монастырь открыт для посещения ежедневно, с 7.30 до 19.00, в воскресные дни с 06.00 до 20.00. Некрополь открыт для посещения с 10.00 до 16.00 ежедневно. Правила посещения Посетителям рекомендуется быть скромно и опрятно одетыми. Недопустимо входить в монастырь в шортах, майках (женщинам — в коротких юбках, брюках, без головных уборов), а также в грязной одежде. На территории монастыря запрещается: курить; вести фото и киносъёмку без благословения руководства монастыря; появляться в нетрезвом состоянии; сквернословить. Нарушители порядка подлежат предупреждению или удалению с территории монастыря. Как позвонить (495) 952-49-01 (дежурный), (495) 952-21-94Литература:
И. Е. Домбровский. Некрополь Донского монастыря. Москва. 2007 г.
«Сорок сороков». Автор-составитель П. Г. Паламарчук. Том 1.
Москва, Астрель АСТ 2004 г.