Достопримечательности Китай-города
Никольская улица
Никольская улица
метро «Театральная», метро «Лубянка»
Никольская улица в Китай-городе слыла в народе «сосредоточием православного
духа, книжной мудрости и академической учености».
Протянулась от Красной до Лубянской площади.
В домонгольское время являлась частью Великой Владимирской дороги,
соединявшей Кремль с Ростовом Великим, Суздалем и Владимиром.
В конце XV века называлась Сретенской улицей по Сретенскому монастырю,
к которому она вела (её продолжение — это нынешние улицы Большая Лубянка,
где этот монастырь расположен, и Сретенка).
В середине XVI века улица стала называться Никольской по монастырю
Николы Старого, находившемуся в начале улицы.
Помимо множества церквей и монастырей, одним из самых почитаемых москвичами
храмов на Никольской был Казанский собор, возведенный к осени 1636 года
в память об изгнании поляков из Кремля в 1612 году народным ополчением
Минина и Пожарского.
В XVI–XVII веках улицу активно заселяли знатнейшие роды: за торговыми
рядами и монастырями стояли дворы бояр Салтыковых, Шереметевых, князей
Воротынских, Буйносовых-Ростовских, Хованских, Хворостининых, Телятевских,
Трубецких и др.
Самым большим владением на улице в XVIII веке был двор князей Черкасских,
в 1743 году перешедший к графам Шереметевым.
В 1808 году дом был продан книгопродавцу Глазунову — его магазин был
крупнейшим в Москве. При нем была библиотека для чтения.
В первой четверти XIX века на ней и на прилегающей к ней Новой площади
помещалось 26 книжных лавок из 31 существовавшей в то время в Москве.
В XVIII веке по Никольской улице совершались торжественные въезды царей
в Кремль, для чего у выезда с нее на Красную площадь строились
триумфальные ворота.
Во второй половине XIX–начале XX веков Никольская улица сделалась
одной из главных «деловых» улиц Москвы.
На ней были расположены «амбары» (конторы) виднейших фабрикантов Москвы
и Подмосковья, гостиницы и подворья.
После революции Никольская стала называться «Улицей 25-го Октября»
в память того, что в октябре 1917 года артиллерийским обстрелом с этой
улицы были разбиты ворота Никольской башни Кремля, открыв Красной гвардии
дорогу в Кремль.
По иронии судьбы, историческое название улице возвращено 25 октября 1994 года,
правда, уже по новому стилю.
Казанский собор
Никольская ул, 3, Красная площадь, метро «Театральная»
Один из самых почитаемых храмов столицы.
Возведён подмастерьем Абросимом Максимовым в 1635–1637 гг. на месте
сгоревшей деревянной церкви, выстроенной на средства князя
Дмитрия Пожарского в 1626–1630 гг.
На строительство собора царь Михаил III Фёдорович Романов (избранный
на царство Земским собором 25 февраля 1612 года), выделил кирпич от
стоящегося дворца в Кремле.
Название получил в честь Иконы Казанской Божьей Матери (список которой был
войсковой святыней ополчения Косьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского).
Икону Казанской Божьей Матери торжественно внесли 22 октября 1611 года в
освобождённый от поляков Кремль и установили в Успенском соборе.
После возведения она была пересена в Казанский собор и стала его
главной святыней.
Освящён в 1636 году Патриархом Иосифом в присутствии царя Михаила Фёдоровича и
князя Пожарского.
Икона Казанской Божией Матери считалась защитницей и охранительницей новой
царской династии, поэтому внимание властей к храму всегда было высоким.
Об этом свидетельствуют богатые вклады в собор, сделанные царской семьей и
знатными боярами.
Крестные ходы и церковные службы в соборе часто совершались самим патриархом.
Собор был закрыт в 1930 году «по хадатайству Исторического музея».
В 1936 году собор разобрали.
В 1937 году на месте Казанского собора по проекту архитектора Б. Иофана
был поставлен павильон в честь III Интернационала.
Для посетителей его на участке был устроен туалет.
После войны павильон исчез, но туалет остался и обслуживал миллионы
посетителей ГУМа вплоть до 1990 года, причём вход в него был расположен
со стороны святых алтарей и там, где стоял колодец с родниковой водой.
В середине 1990 года туалет был закрыт и обнесён забором.
Закладка первого камня воссоздаваемого Казанского собора не обошлась
без происшествий.
Вот как описывает эти события замечательный исследователь православной Москвы
Петр Григорьевич Паламарчук (1955–1998 гг.) в монументальном 4-томнике
«Сорок сороков»:
«4 ноября 1990 года Патриарх Алексий II заложил первый камень воссоздаваемого
собора. Он пришёл с крестным ходом из Успенского собора Кремля под звон
колоколов Василия Блаженного.
Группа монархистов с пением «Боже, царя храни!» следовала за ним.
Под большим красным щитом с изображением Ленина на стене ГУМа монархисты
остановились. Повернувшись в сторону Мавзолея, трижды пропели «Анафема!»
и вернулись в часовню...»
Храм восстановлен в 1990–1993 гг. по чертежам и обмерам Петра Дмитриевича
Барановского (1892–1984 гг.), выдающегося русского архитектора и реставратора
памятников древнерусского зодчества, сделанным накануне сноса,
его учеником Олегом Журиным.
Верхние торговые ряды (ГУМ)
Красная площадь, 3, метро «Театральная»
Здание Верхних торговых рядов, названное при советской власти ГУМом,
было построено в 1890–1893 годах в «древнерусском стиле» архитектором
А. Н. Померанцевым и инженером В. Г. Шуховым.
Расположено на продольной стороне Красной площади напротив Кремля,
издревле бывшей торговым местом.
В начале XIX века здесь располагалось деревянное здание Верхних торговых
рядов архитектора Осипа Бове.
Так как там ни отопления, ни электричества не было, а торговцам из-за боязни
пожара не разрешалось пользоваться даже свечками — московское купечество решило
его перестроить.
В конкурсе на проект нового каменного здания Верхних торговых рядов
поучаствовали известнейшие архитекторы: Шервуд, Клейн, Померанцев и даже
художник-баталист В. В. Верещагин.
Здание ГУМа представляет собой 3 широких прохода (пассажа) в два этажа,
перекрытые стеклянными дугообразными крышами (которые сейчас назвали бы атриумами),
что потребовало 833 тонны металлических конструкций.
Снаружи здание отделано мрамором, гранитом и радомским песчаником.
Здание имело собственную электростанцию, артезианский колодец для местного
водопровода, подземную дорогу для подвоза товаров.
Здесь размещались купеческие торговые ряды, предлагались услуги цирюльников,
банкиров, почтальонов, торговля в то время шла на 3-х этажах и в подвале.
После революции 1917 года, по словам Михаила Булгакова, Верхние торговые ряды
представляли собой «изумительный пример мерзости запустения».
С 1930-х до начала 1950-х годов ГУМ занимали правительственные учреждения.
В 1947 здание чуть было не разобрали, в связи с желанием правительства создать
на этом месте памятник Победы, но ГУМ уцелел.
Датой второго рождения ГУМа можно считать 1953 год, в ноябре после реконструкции
здесь открылся первый в советской России центр торговли — Главный универсальный
магазин, который стал одним из символом Москвы.
Заиконоспасский монастырь
Никольская ул., 7–9, стр. 4, метро «Театральная»
Спасский монастырь, построенный в 1660 году на территории одного из старейших
московских монастырей, Николы Старого, известного с XIV века.
В XVI веке западный участок монастыря обособился и стал самостоятельным
монастырем, первоначально называвшимся Спас Старый, по стоявшей на нем
Спасской церкви.
Название Заиконоспасский получил, так как стоял за Иконным рядом по
Никольской улице.
Монастырь основан Борисом Годуновым в 1600 году.
Собор Спаса Нерукотворного Образа — главная церковь монастыря – построен
в 1660 году по повелению царя Алексея Михайловича.
В 1737 году пострадал от пожара.
В 1812 году Заиконоспасский монастырь был разграблен французами.
Уцелевших монахов заставляли носить грузы, ослабевших бросали в реку.
В церкви были конюшни, в кельях жили портные и шили мундиры.
В XIX веке монастырь имел: 25 десятин огородной земли и леса близ Москвы,
мельницу, доходы от сдачи под лавки помещений, выходящих на Никольскую улицу, и
получал из казны 1183 рубля.
В монастыре в нижнем храме погребены: строитель монастыря, иеромонах
Симеон Полоцкий,
основатель Славяно-греко-латинской академии Иоанникий Лихуд (1633–1717 гг.),
строитель и ректор академии игумен Палладий Роговский,
учитель философии Академии Василий Выговский.
В 1665 году при монастыре была устроена школа для подъячих, которую возглавил
Симеон Полоцкий.
В 1686 году при царе Михаиле Федоровиче из греко-латинской школы возникла
Славяно-греко-латинская академия, основанная братьями-греками
Иоанникием и Софронием Лихудами.
Собор Спаса Нерукотворного Образа
Никольская ул., 7–9, метро «Театральная»
Собор Спаса Нерукотворного Образа — главная церковь Заиконоспасского монастыря,
К счастью — уцелел до настоящего времени.
Построен посреди монастырского двора в 1660 году князем Волконским по повелению
царя Алексея Михайловича.
Это один из лучших памятников «московского барокко» петровской эпохи.
Несколько раз перестраивался (1720 г., в 1737 году пострадал от пожара,
возобновлен при Елизавете Петровне в 1742 г., обновлялся в 1851 г.).
В соборе говорили речи монахи, проповедники, наставники и воспитанники
Славяно-греко-латинской академии, среди которых был М. В. Ломоносов.
Сейчас территория вокруг собора плотно оккупирована магазинами и ресторанами,
а в верхних этажах разместились факультеты Историко-архивного института.
Славяно-греко-латинская академия
Никольская ул., 7–9, стр. 3, метро «Театральная»
Славяно-греко-латинская академия в Заиконоспасском монастыре, основанная
братьями греками Иоанникием (1633–1717 гг.) и Софронием (1652–1730 гг.) Лихудами.
в 1686 году долгое время была самым знаменитым учебным заведением России.
Ученые-греки Иоанникий и Софроний Лихуды приехали в Москву в 1685 году,
начали деятельность в школе при Богоявленском монастыре, преподавая риторику,
грамматику, и в 1686 году стали первыми преподавателями Академии.
Они преподавали все предметы, они же составляли учебники.
Славяно-греко-латинская академия не была исключительно церковным учебным
заведением, она давала широкое образование — «учение свободных мудростей,
ими бо возможно обрести свет разума души».
В академию охотно поступали представители высшей московской знати.
Из учеников Академии известны: сатирик Антиох Дмитриевич Кантемир,
поэт Василий Тредьяковский, ученый и поэт Михайло Васильевич Ломоносов,
издатель первой «Арифметики» Леонид Филиппович Магницкий,
митрополит киевский Евгений Болховитинов,
основатель русского театра Федор Волков,
путешественник С. П. Крашенинников и др.
Долгое время считалось, что от Академии ничего не сохранилось.
Но исследования, поиски историков и краеведов-энтузиастов доказали, что
учебные и жилые корпуса первого высшего учебного заведения Руси хотя и в
перестроенном виде, сохранились до наших дней.
В 1968 году здесь были жилые помещения.
Предполагалось в 1978 году устроить музей, но был устроен склад
магазина продуктов.
Училище
Никольская ул., 7–9, метро «Театральная»
Здания училища, выходящие фасадом на Никольскую улицу построены в 1821-1826 гг.
архитектором Ф. Р. Казаковым по проекту О. И. Бове.
Памятник братьям Лихудам
Богоявленский переулок, 12., метро «Площадь Революции»
Памятник греческим ученым и просветителям братьям Иоанникию (1633–1717 гг.) и
Софронию (1652–1730 гг.) Лихудам – последняя работа известного русского
скульптора лауреата Государственной премии СССР и общественного деятеля
Вячеслава Михайловича Клыкова (1939–2006 гг.).
Архитектор Виктор Пасенко.
Открылся 31 мая 2007 года после смерти скульптора.
Памятник установлен на газоне перед входом на территорию Богоявленского собора,
единственного сохранившегося из двух храмов Богоявленского монастыря.
В торжественной церемонии открытия принимали участие Мэр Москвы Ю. М. Лужков,
Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II,
Президент Греческой Республики К. Папульяс.
Присутствие посла К. Папульяса неслучайно, памятник — дар городу правительства
Греческой Республики в рамках укрепления духовных и культурных связей
между Москвой и Грецией.
Фигуры греков-просветителей, облаченных в монашеские ризы, заняты переводом
Библии на церковнославянский язык.
Софроний, стоя, держит свиток, Иоанникий восседает на резном стуле с развернутой
грамотой в руках; перед ними — Священное Писание и чернильница с перьями.
Никольский греческий монастырь
Никольская ул., 11–13, метро «Площадь Революции», «Театральная», «Лубянка»
Никольский монастырь, давший название Никольской улице, основан на территории
одного из старейших московских монастырей, Николы Старого (XIV века),
переданной Иваном Грозным грекам.
19 мая 1659 года грамотой царя Алексея Михайловича пожалован на вечное владенье
монахам Афонского Иверского монастыря.
Здесь останавливались греческие послы и монахи, приезжавшие из греческих
монастырей для сбора милостыни.
Служба велась на греческом языке.
В 1669 году в него был доставлен с Афона точный список иконы Иверской Божией
Матери, перенесенный в 1781 году в часовню Воскресенских ворот Китай-города.
Собор Николая Чудотворца построен князем Кантемиром, жившим между монастырем и
типографией, и был родовой усыпальницей Кантемиров.
Никольский монастырь перестраивался и расширялся до начала XX века.
В 1902 году вместо кантемировского здания 1770 года было построено новое здание
с колокольней в византийском стиле и двумя флигелями по проекту архитекторов
К. Ф. Буссе и Г. А. Кайзера.
Здание сохранилось, имеет двойную нумерацию №11, а правое крыло — №13.
Сейчас здесь находятся учебные аудитории Историко-архивного института, различные
организации.
На первых этажах, выходящих на Никольскую улицу — бутики.
В начале 1920-х годов Никольский монастырь был закрыт.
В соборе, взорванном в 1935 году, были погребены князь Дмитрий Кантемир,
его сын Антиох Дмитриевич Кантемир (известный сатирик XVIII века, посол России
во Франции),
грузинская царица Екатерина Георгиевна,
грузинский генерал Парсадан Папунов,
кахетинский князь Чоколаев.
Прах молдавского князя Димитрия Кантемира выкупило посольство Румынии
незадолго до взрыва собора, уничтожение праха Антиоха Кантемира осталось
на совести большевиков.
Сейчас на месте собора пустырь.
Типография Ивана Фёдорова
Никольская ул., 15, метро «Площадь Революции», «Лубянка», «Театральная»
В XVI веке справа от Никольского монастыря на Никольской улице стоял
государев Печатный двор.
Необходимость издания печатных книг было вызвана острой потребностью
Церкви в большом количестве выверенных канонических текстов с целью устранения
разночтений в имеющейся канонической литературе и распространением их
по церквям и монастырям.
Второй причиной было стремление предотвратить католическую экспансию,
распространение с Запада униатства.
Иван Фёдоров (ок. 1510–1583 гг.), получив должность дьякона в церкви
Николы Гостунского в Кремле, принимал участие в работе комиссии по
«исправлению» церковных книг (устранению разночтений).
Освоив тонкости типографского искусства в так называемой Анонимной типографии,
созданной игуменом Сильвестра и митрополитом Макарием, стал печатать первые
пробные единичные печатные листы, первые книги (не датированные, без титульных
листов, без заглавий).
В 1553 г. по приказу царя в столице началось строительство Государственного
печатного двора на Никольском крестце (теперь Никольская улица рядом с Кремлем).
Типографию возглавил Иван Федоров 1563 году, взяв в подручные неких «Петра
Тимофеева сына Мстиславца и Марушу Нефедьева».
19 апреля 1563 г. «хитрыи мастеры печатному делу» Иван Федоров и Петр Мстиславец
начали работу над своей первой книгой — «Деяния и послания святых Апостолов»
(«Апостол»).
1564 год вошел в историю как год создания первой печатной русской книги.
Новые веяния в книжном деле вызвали протест монахов-переписчиков — их труд
становился невыгоден, станок позволял печатать книги быстрее и дешевле.
В народе пошли слухи о том, что не кто иной, как нечистая сила помогает
им печатать книги.
Печатников обвинили в распространении ереси.
Главный защитник Ивана Федорова — митрополит Макарий умер в 1563 г., и
первопечатники остались без покровительства.
В 1566 г. в их типографии произошел пожар (возможно, следствие поджога),
и они приняли решение срочно покинуть столицу Московии, бежав в Литву.
«Зависть и ненависть нас от земли и отечества и от рода нашего изгнали и в иные
страны, неведомые доселе», — записал позже Иван Федоров.
Во время пожара 1571 года, испепелившим всю Москву, Печатный двор выгорел
полностью.
Книгопечатание было перенесено в Александровскую слободу, но в конце XVI века
вернулось в столицу.
Умер Иван Фёдоров 5 декабря 1583 года и похоронен во Львове, в
Святоонуфриевском монастыре.
Ученики Федорова — печатники Тимофей Невежа, Андроник и Иван Невежины,
Никифор Тарасиев и другие – продолжили его дело, издав около 20 печатных книг,
причем в 1597 году «Апостол» был снова издан тиражом в 1050 экземпляров.
При царе Михаиле Федоровиче книгопечатание было перенесено в Кремль,
а на Никольской улице началось строительство нового здания для Печатного двора.
Новое здание было каменным, двухэтажным, с подклетом и погребами.
Книгопечатная деятельность продолжилась, и мастером Василием Бурцевым была
выпушена первая учебная книга «Азбука», пользовавшаяся большим спросом
у москвичей.
В 1703 году здесь печаталась первая русская публичная газета «Ведомости».
В 1907 г. на месте, где в XVI веке находился Государев печатный двор, рядом
с Китайгородской стеной, был воздвигнут памятник Ивану Федорову (скульптор
С. М. Волнухин).
Синодальная типография (Историко-архивный институт)
Никольская ул., 15, метро «Площадь Революции», «Лубянка», «Театральная»
В связи с резко возросшей потребностью в печатных изданиях и большим количеством
выпускаемых книг в 40-х годах XVII века возникла необходимость строительства
новых зданий на территории Печатного двора.
Построенный новый каменный двухэтажный корпус выходил фасадом на Никольскую улицу,
а старое здание у Китайгородской стены приспособили под кладовую для хранения
типографских принадлежностей и книг.
Перестроенное в готическом стиле, с башенками и обилием растительного орнамента
на фасаде, в 1811–1814 годах новое здание типографии Печатного двора, заняла
Синодальная типография.
Над входом — барельефы льва и единорога и пара солнечных часов.
В 1930 году в нем расположился Историко-архивный институт (ныне университет),
факультеты которого заняли монастырские постройки близлежащих Никольского и
Заиконоспасского монастырей.
Солнечные часы
Никольская ул., 15, метро «Площадь Революции», «Лубянка», «Театральная»
На фасаде здания Синодальной типографии можно увидеть любопытную деталь —
солнечные часы.
Солнечные часы в XVII–XVIII вв. часто устанавливались на общественных и
частных зданиях, соборах и монастырях.
Помимо Синодальной типографии, солнечные часы в Москве можно увидеть в
Новодевичьем монастыре и в некоторых подмосковных селах.
«Славянский Базар»
Никольская ул., 17, метро «Лубянка», «Площадь Революции»
Здание построено в 1872 году архитектором А. Вебером.
Вначале здесь размещалась знаменитая гостиница «Славянский базар»
А. А. Пороховщикова, где останавливались А. П. Чехов, П. И. Чайковский,
Н. А. Римский-Корсаков, Ф. Надсон.
Славу гостинице составили не столько именитые постояльцы и комфортабельные номера,
а ресторан «Славянский базар», открытый годом позже во дворе гостиницы.
Илья Репин написал специально для ресторана картину «Собрание русских, польских
и чешских музыкантов», которую после революции разместили над парадной лестницей
Московской консерватории.
Это был первый русский ресторан, с русской кухней, европейского обслуживания.
21 июня 1897 года здесь состоялась историческая встреча отцов-основателей
МХАТ — Константина Сергеевича Алексеева (Станиславского) и Владимира Ивановича
Немировича-Данченко.
Ресторан вновь был открыт в 1966 году на 1-м этаже здания и просуществовал вплоть
до пожара в 1993 году.
После реконструкции здесь разместился Московский государственный академический
камерный музыкальный театр под руководством Б. А. Покровского.
Третьяковский проезд
метро «Лубянка»
Самая короткая улица Москвы – протянулась от Никольской улицы (дом 19) до
Театрального проезда (дом 3), начало берёт в арке по Никольской улице.
Проезд проложен в 1870–1871 годах по инициативе купцов — меценатов Павла
Михайловича и Сергея Михайловича Третьяковых, архитектор А. С. Каминский,
на месте ранее существовавшего проезда, замурованного за ненадобностью в XVIII в.
Со стороны Театрального проезда фасад здания встроен в Китайгородскую стену,
имитируя древние ворота Китай-города — каменные башни с характерными для
древней Руси деревяными шатрами, фигурные флюгеры, «ласточкины хвосты»–бойницы.
Фасад здания, выходящий на Никольскую улицу между домами 19 и 21, выполнен
в стиле эклектики.
Третьяковский проезд считался самым дорогим местом города — с 1870-х годов
здесь располагались филиалы крупных фирм и частные магазины:
«Торговый дом братьев Алексеевых», Московский купеческий банк ,
«Магазинъ готоваго платья» Трусова и Туровцова, Торговый дом Габю
(эксклюзивные часы и ювелирные изделия), чайный магазин В. Г. Куликова.
Торговый дом братьев Алексеевых считался самым модным в Москве,
здесь демонстрировались новинки верхней одежды.
В смысле дороговизны с тех пор мало что изменилось — после реконструкции проезда
в начале XXI века — это вновь одно из самых дорогих мест столицы.
«Аптека В. К. Феррейна» (Аптека №1)
Никольская ул. 21, метро «Лубянка»,
1890 года постройки, архитектор А. Э. Эрихсон.
Самая известная аптека Москвы, обрусевшего немца, почетного гражданина Москвы
Карла Ивановича Феррейна (1802–1887 гг.), располагалась здесь с марта 1862 г.
Аптека Феррейна пользовалась огромной популярностью среди москвичей.
Этому способствовало не только удачное месторасположение, но и огромный
выбор лекарств, физиотерапевтических средств и внимательное отношение к посетителям.
К середине XIX века здесь обслуживалось до 50 тысяч рецептов в год.
При аптеке были склады, лаборатории, занимавшиеся исследованием лекарств, пищи,
воды и выпускавшие фармацевтов.
Современный вид здание приобрело после перестройки фасада (конец XIX века),
его украсили 4 статуи богини медицины Гигии, со змеями в руках.
После революции семья Феррейнов спешно бежала из Москвы, бросив все: аптеки,
плантации лекарственных растений в Крыму и Подмосковье, химическую фабрику,
фармацевтический завод (ныне — завод «Ферейн»).
Во время Гражданской и Великой Отечественной войны лекарственная продукция
их предприятий (более 300 наименований) спасла жизнь сотням тысяч солдат,
так как основной поставщик лекарств, Германия, по известным причинам прекратила
поставки.
Здание аптеки отреставрировано в 2007 году, но сама аптека, которая слыла
до революции самой крупной в Европе, успешно просуществовавшая в советский период
(«Аптека №1»), к сожалению, бесследно исчезла 7 лет назад, уступив свои легендарные
стены ресторану французской кухни, открытому здесь в марте 2008 года.