Достопримечательности Москвы » Художники, скульпторы, архитекторы Москвы
Художник Николай Горский-Чернышёв
С 26 ноября по 6 декабря 2014 года в Выставочном зале Товарищества живописцев Московского союза художников на 1-й Тверской-Ямской, 20 (метро «Маяковская», «Белорусская») открыта Персональная выставка живописи Николая Горского-Чернышёва к юбилею художника.
Для Николая Андреевича 2014 год юбилейный. В этом году он провел уже не одну персональную выставку, погружая зрителя в добрый мир своей живописи. Николай Горский-Чернышёв – признанный мастер жанровой реалистической картины, заслуженный художник Российской Федерации, член-корреспондент Российской академии художеств, член Общества изящных искусств Флоренции, доцент кафедры живописи МГАХИ им. Сурикова.
Художник с богатейшим багажом знаний и живописного опыта, Николай Андреевич неслучайно оказался в искусстве. Его родители – известные московские живописцы, Андрей Горский и Екатерина Чернышёва, дед – художник Николай Михайлович Чернышёв, ученик К. Коровина и В. Серова. Достижения нескольких поколений художников русской академической школы сформировали Николая Горского-Чернышёва как серьёзного живописца, мастера картины, со своим узнаваемым живописным стилем и лицом. С 2011 года Николай Андреевич передает свои знания и накопленный опыт молодым художникам в Московском институте имени Сурикова. Именно благодаря преемственности поколений, русское искусство и остаётся значительным явлением мировой культуры.
Теперь Николай Андреевич представляет свои произведения в стенах родного для многих московских художников зала Товарищества живописцев. Выставка обещает быть интересной, ведь большая часть картин будет показана широкой публике впервые. В первую очередь, это картины, посвященные близкой художнику библейской теме. На протяжении многих лет Николай Андреевич возвращается к размышлениям о вечности Бытия и красоте мира. Редкие в современном искусстве жанровые картины на тему простой деревенской жизни, уютные интерьеры крестьянских домов и богатых боярских палат, образы русских храмов входят в юбилейную экспозицию живописца. С любовью передает он виды русской природы в больших пейзажах и в этюдах. Лирические сцены, трогающие сердце и понятные каждому, наполняют работы художника воспоминаниями из детства.
Живописные этюды мастера – это и подготовительный материал, основа для большой картины, и самостоятельные произведения, точные, композиционно и колористически выверенные. Как всегда, Николай Андреевич продолжает много работать с натуры в творческих поездках по России и в Европе.
Образы русской православной души – главное содержание творчества художника, свет и добро наполняют лучшие его работы.
Юлия Жукова
Николай Андреевич Горский-Чернышёв – представитель московской школы живописи, ученик Т.Т. Салахова в МГХИ им. В.И. Сурикова, который он окончил в 1988 году, выпускник Творческой мастерской живописи Российской академии художеств под руководством А.П. и С.П. Ткачёвых. Он принадлежит к известной художественной династии. Его дед, Николай Михайлович Чернышёв – один из признанных мастеров первой половины XX века, ученик К. Коровина и В. Серова; родители – известные московские живописцы, Андрей Горский и Екатерина Чернышёва. Николай Горский-Чернышев выбрал сложный путь – оставаясь верным семейной реалистической художественной традиции, обрести себя как самостоятельную творческую личность.
Творческие пристрастия Н.А. Горского-Чернышева определились ещё в начале 1980-х годов, поэтому в экспозиции представлены работы, созданные за довольно продолжительное время – три с лишним десятилетия. Их отличает высокий профессионализм, мастерское владение красочной палитрой, умение рассмотреть в обыденных вещах и привычных сюжетах духовный импульс и красоту жизни, связь с окружающей природой.
Н. Горский-Чернышев обращается к жанрам пейзажа, портрета, интерьера, натюрморта. Его замыслы не рождаются спонтанно, они всегда представляют собой результат раздумий и жизненных наблюдений.
Впечатления от многочисленных поездок, осмысление художественного наследия, глубоких идей и нравственного опыта христианства (триптих «Нилова пустынь»), обращение к лучшим достижениям мировой культуры – все это воплощается в работах художника последних лет. При знакомстве с ними становится очевидно, что это не просто фиксация сиюминутных впечатлений, а итог глубоких творческих переживаний. В художественных образах, созданных Н.А. Горским-Чернышёвым, минувшее, соприкасаясь с настоящим, обретает новую жизнь, а современное обогащается памятью прошлого. Бережно храня свои детские воспоминания, он подобно своему прославленному деду, стремится к созданию поэтичных образов, проникнутых одухотворенной гармонией.
Известный итальянский критик и историк искусства Флавио Карола в своей статье в газете «Коррьера дела Сера», посвященной выставке произведений династии Горских-Чернышевых, проходившей в Болонье, дал высокую оценку творчеству Николая Горского-Чернышева, назвал его «непредсказуемым явлением современного русского искусства».
Начиная с 1983 года художник – постоянный участник крупнейших российских и зарубежных выставок, с 2001 года – член Общества изящных искусств Флоренции, в этом же году избран академиком Петровской академии наук и искусств.
Заметную роль в жизни Н.А. Горского-Чернышёва играет и его преподавательская деятельность. В 2005-2007 годах он руководил занятиями в живописной мастерской факультета искусств МГУ имени М.В. Ломоносова, с 2011 года преподает на факультете живописи МГАХИ имени В.И. Сурикова.
Персональные выставки Н.А. Горского-Чернышёва проходили в «РОСИЗО» Министерства культуры России, Центральном доме работников искусств РФ, в «Доме Данте» и галерее «Ментана» во Флоренции (Италия), его работы находятся в музеях и частных собраниях России, США, Италии, Германии, Великобритании, Франции, Греции и других стран.
С 30 сентября по 19 октября 2014 года в залах Российской Академии художеств на улице Пречистенка, 21 (метро «Кропоткинская») состоялась персональная выставка живописи Николая Горского-Чернышёва. Экспозиция в залах Российской академии художеств включала около 50 работ Николая Горского-Чернышёва. Многие из них созданы на протяжении 2000-2014-х годов и экспонировались впервые.