Достопримечательности Москвы > 75-летний юбилей художника Владимира Татаринова
Художник Владимир Татаринов
Художник Владимир Татаринов — легендарная личность!
Каждый, кто учился в Высшем учебном заведении в
советское время, неважно — техническом или гуманитарном,
знает, что были неординарные студенты, судьба которых была
сломана на самом взлёте.
Кто-то, как историк Лев Николаевич Краснопевцев, за
право иметь независимые взгляды и высказывать их, заплатил
страшную цену — студенческую скамью Исторического факультета МГУ
поменял на нары и провёл лучшие годы в лагерях.
Кто-то был вынужден покинуть пределы Родины, кто-то уходил во
внутреннюю эмиграцию, в андеграунд.
Дорогую цену за право на поиски и отстаивание своих убежденийКаждый, кто учился в Высшем учебном заведении в
советское время, неважно — техническом или гуманитарном,
знает, что были неординарные студенты, судьба которых была
сломана на самом взлёте.
Кто-то, как историк Лев Николаевич Краснопевцев, за
право иметь независимые взгляды и высказывать их, заплатил
страшную цену — студенческую скамью Исторического факультета МГУ
поменял на нары и провёл лучшие годы в лагерях.
Кто-то был вынужден покинуть пределы Родины, кто-то уходил во
внутреннюю эмиграцию, в андеграунд.
заплатил Владимир Татаринов, а вместе с тем и все мы.
По мнению художников, искусствоведов и коллекционеров — наша страна
недосчиталась выдающегося портретиста, чьё творчество могло бы
украсить экспозиции Третьяковской галереи, Русского музея и др.
Вот цитата с официального сайта «Российской академии художеств»:
«При подготовке выставки школьных работ выпускников 1950-х годов
внимание привлекли своей незаурядностью сохранившиеся в фонде
работы В. М. Татаринова.
Владимир Михайлович пополнил экспозицию работами из домашней
коллекции.
Его школьные и студенческие работы составили персональную выставку.
По ходу изучения творческой биографии В. М. Татаринова выяснилось,
что, будучи среди своих товарищей одним из самых сильных
портретистов, он был отчислен с III курса института с формулировкой
«за формализм», вернее, за увлечение импрессионизмом.
С 1957 года, года отчисления, Владимир Михайлович кисть в руки не брал.
Ушел работать на завод токарем.
Работает там до сих пор и достиг высшей квалификации
токаря-универсала.
Наша выставка и товарищи-художники подвигнули В. М. Татаринова
пересмотреть свои взгляды на жизнь.
Он стал принимать участие во многих выставках.
За последние годы его произведения экспонировались на десятках
выставках разного уровня.
Мало того, Владимир Михайлович стал снова писать».
Современному человеку покажется невероятным, что гуманитарий,
обвинённый в те годы в формализме, абстракционизме, уклонизме и
прочих «измах», — становился прокажённым, изгоем.
На профессиональной карьере можно было ставить крест.
Исчезала мотивация к творчеству — работы нельзя было выставлять, а
следовательно — продать, путь в творческие союзы был закрыт,
и как следствие — не было возможности получить мастерскую,
участвовать в регулярных выставках от союза художников, получать
заказы от государства, нельзя было устроиться на работу по
специальности, нельзя было преподавать.
А если к этому прибавить неустроенность быта, отсутствие крыши над
головой и... давнее, мальчишеское стремление к технике?
Возможно, это отчасти делает понятным максималистский поступок
Татаринова, на 40 лет отложившего кисти и мольберт в сторону,
но язык не повернётся одобрить и согласиться с этим выбором.
К счастью, с 1998 года Владимир Михайлович Татаринов вновь занимается
живописью.
С 2005 года он — член Международного художественного фонда, ведёт
активную выставочную деятельность.
Выставки, на которых экспонировались работы Владимира Татаринова
1996 г. «Начало»
В 1996 году состоялась ретроспективная выставка «Начало»
школьных работ учащихся Московской средней художественной
школы (МСХШ) 1940-х - 1950-х годов из фонда лицея
в Музее академического Художественного лицея (МАХЛ),
в которой экспонировались школьные работы Владимира Татаринова.
Именно она послужила толчком к возвращению к творчеству.
2004 г. Выставка работ Владимира Татаринова
В апреле 2004 года после долгого перерыва, длиною в жизнь,
состоялась выставка работ Владимира Татаринова в
Государственном выставочном зале «Измайлово» в Москве.
2004 г. «Русская усадьба в живописи и графике В. М. Татаринова»
С 5 июня по август 2004 г. состоялась персональная выставка
«Русская усадьба в живописи и графике В. М. Татаринова»
в Государственном мемориальном историко-литературном
природно-ландшафтном музее-заповеднике
А. С. Пушкина «Михайловское».
2005 г. Персональная выставка портретов В. М. Татаринова«Русская усадьба в живописи и графике В. М. Татаринова»
в Государственном мемориальном историко-литературном
природно-ландшафтном музее-заповеднике
А. С. Пушкина «Михайловское».
С апреля по май 2005 г. состоялась персональная выставка
портретов художника Владимира Михайловича Татаринова в
выставочном зале Музея-мастерской Д. А. Налбандяна
в Москве.
2005 г. «Солнце, небеса, поля, леса, реки и лики наши»портретов художника Владимира Михайловича Татаринова в
выставочном зале Музея-мастерской Д. А. Налбандяна
в Москве.
С июня по август 2005 г. состоялась юбилейная персональная
выставка, приуроченная к 70-летию Владимира Михайловича
Татаринова «Солнце, небеса, поля, леса, реки и лики наши»
в Государственном Музее А. С. Пушкина в Москве.
2006 г. Выставка работ Владимира Татаринова музее В. Д. Поленовавыставка, приуроченная к 70-летию Владимира Михайловича
Татаринова «Солнце, небеса, поля, леса, реки и лики наши»
в Государственном Музее А. С. Пушкина в Москве.
С октября по ноябрь 2006 г. состоялась выставка работ
Владимира Татаринова в Государственном мемориальном
историко-художественном и природном музее-заповеднике
В. Д. Поленова.
2007 г. «Средь туч к солнцу»
С 6 по 27 апреля 2007 г. состоялась выставка
«Средь туч к солнцу» в московской картинной галерее
«Альбатрос», на которой была представлена живопись
Владимира Татаринова 1950-х гг., конца 1900 и
начала 2000-х гг.
2007 г. «Солнце, небеса, поля, леса, реки и лики наши»«Средь туч к солнцу» в московской картинной галерее
«Альбатрос», на которой была представлена живопись
Владимира Татаринова 1950-х гг., конца 1900 и
начала 2000-х гг.
С 2 июня по 15 октября 2007 г. в Государственном историческом
музее-заповеднике «Горки Ленинские» состоялась персональная
выставка работ Владимира Татаринова «Солнце, небеса, поля,
леса, реки и лики наши».
2008 г. «Саввинская Слобода близ Звенигорода»музее-заповеднике «Горки Ленинские» состоялась персональная
выставка работ Владимира Татаринова «Солнце, небеса, поля,
леса, реки и лики наши».
С 19 сентября до 19 ноября 2008 г. в арт-салоне г. Звенигорода
(Почтовая ул., 16/7) состоялась выставка работ Владимира
Татаринова «Саввинская Слобода близ Звенигорода».
2009 г. «Русь многоликая»(Почтовая ул., 16/7) состоялась выставка работ Владимира
Татаринова «Саввинская Слобода близ Звенигорода».
С 20 января до 6 марта 2009 г. в Московском купеческом обществе
состоялась выставка работ Владимира Татаринова «Русь многоликая».
2009 г. «Как упоителен, роскошен летний день в России!»
С 5 до 25 марта 2009 г. состоялась выставка работ художника
Владимира Татаринова «Как упоителен, роскошен летний
день в России!» в мемориальном музее «Дом Гоголя» в Москве.
2010 г. «Российское искусство: Возрождение»Владимира Татаринова «Как упоителен, роскошен летний
день в России!» в мемориальном музее «Дом Гоголя» в Москве.
По достоинству творчество Владимира Татаринова было оценено
в солидном каталоге «Российское Искусство 2010», изданном
к престижной выставке «Российское Искусство: Возрождение»,
которая открылась 2 марта 2010 г. в арт-галерее башни «Федерация».
В каталоге, в котором представлены произведения знаменитых
российских и французских художников, таких как Зураб Церетели,
Таир Салахов, Сергей Присекин, Василий Нестеренко, Сергей Кузин,
Виктор Лукьянов, Пьер Каррон, Филипп Алабюрда, Ги Жею, работам
Владимира Татаринова отведено 5 разворотов!
В каталог «Российское Искусство 2010» вошло
14 работ Владимира Михайловича Татаринова:
Портрет девочки. Этюд. «В науку он (она) верит ум,
алчущий познаний...» (А. С. Грибоедов)
Холст, масло,
30х26 см,
1956 г.
За три дня выставку, предназначенную для узкого круга коллекционеровалчущий познаний...» (А. С. Грибоедов)
Холст, масло,
30х26 см,
1956 г.
и покупателей из числа политической и бизнес-элиты, посетило
более 1000 человек, но ни одну из этих работ Татаринова никто не смог
приобрести — вместо ценника висело лаконичное: «Не для продажи».
С приветственной речью к участникам, гостям и организаторам
выставки «Российское Искусство: Возрождение» обратились заместитель
руководителя департамента современного искусства Министерства
Культуры РФ Е. Л. Селезнева, которая передала поздравления министра
культуры РФ А. А. Авдеева.
По мнению председателя комитета Государственной Думы ФС РФ по культуре
Г. П. Ивлиева, представленные работы можно назвать одними из
лучших произведений искусства разных поколений, а реализацию самого
проекта можно по праву отнести к числу наиболее значимых событий в
культурной жизни нашей страны.
О творчестве Владимира Татаринова писали журналы:
«Московский журнал» № 1 за 2008 г.,
«Художественный совет» № 3 за 2008 г.,
«Юный художник» № 6 за 2009 г.,
«Московский журнал» № 4 за 2010 г.,
различные электронные издания.
Биография В. М. Татаринова
Владимир Михайлович Татаринов родился 25 мая 1935 года в
Новоусманском районе Воронежской области.
Отец Владимира Татаринова — Михаил Борисович Татаринов в 1946 году
был назначен директором музея «Горки Ленинские» и вместе с женой
Валентиной Андреевной и двумя сыновьями — Владимиром и Валентином,
переезжает жить в Горки, где готовит к открытию музей.
Официальное открытие Дома-музея В. И. Ленина в Горках состоялось
6 февраля 1949 года, и с этого момента сюда устремляются тысячи
посетителей.
Красота старинной подмосковной усадьбы XIX века «Горки»,
принадлежавшей старинным дворянским и княжеским родам, которая
расположилась на территории природного заповедника с остатками
реликтового леса и живописные пейзажи привлекают художников на
летние пленэры.
Одаренный подросток с затаенным дыханием наблюдает за творческой
«кухней» пейзажистов — как выбираются видовые точки, делаются
наброски, пишутся этюды.
Владимир не расстается с блокнотом и карандашом, пытаясь передать
буйство природы, оттенки освещения, сочность красок летней зелени и
бесконечное многообразие цветов.
Его детские рисунки до сих пор вызывают неподдельный интерес
зрителей и профессионалов.
Они вызвали профессиональный интерес и у Константина Михайловича
Молчанова (1906-1980 гг.), преподавателя Московской средней
художественной школы (МСХШ) при институте имени В. И. Сурикова,
который приехал в музей на экскурсию с группой своих учеников.
Именно он, увидев работы Володи Татаринова, предложил ему поступить в
Московскую среднюю художественную школу (МСХШ) (сейчас — Московский
академический Художественный лицей — МАХЛ).
В 1950 году, после окончания 7 классов, он, пройдя большой конкурс
в 25 человек на место, был принят сразу в 4 класс.
В МСХШ Владимир Татаринов учился вместе с Борисом Диадоровым
(ныне — Народный художник России, профессор Университета Печати),
Юрием Черновым (Народный художник, академик РАХ, профессор),
Н. Щегловым и другими талантливыми ребятами, ставшими сегодня
известными художниками.
Учеба дала возможность обрести мастерство, отточить технику живописи и
рисунка с позиции классической академической школы, что вывело
Владимира Татаринова в ряды наиболее талантливых и перспективных
выпускников.
После окончания МСХШ, Владимир Татаринов поступает в
Художественный институт имени В. И. Сурикова, где
совершенствует свой рисунок и живопись в мастерских
Глеба Смирнова и Ивана Орлова.
На 3 курсе Владимир Татаринов переходит в мастерскую
Петра Петровича Соколова-Скаля, время учебы в которой совпало
с началом «хрущевской оттепели».
В «Суриковке», как и во всей стране началось «брожение умов»,
потрясение от ранее закрытой информации.
Студенты открыли для себя работы импрессионистов, творчество
Модильяни, которые увлекли их новым образным языком.
Им стало казаться, что «академизм», культивирующийся в стенах
института, тесен для них.
Поддался этим настроениям и Татаринов.
Мало того, он стал использовать новый изобразительный язык в своих
учебных работах, что вызвало гнев со стороны ортодоксально
настроенных преподавателей и ректората.
После серии скандалов и «разборок» с преподавателями-«академистами»
В. Татаринов был исключен из Суриковского института.
Ни ректор Модоров, ни Соколов-Скаля и представить не могли, что
наказывая таким образом талантливого студента, отчислили его не
только из института, но и от живописи.
После ухода из «Суриковки» В. Татаринов положил кисти и краски и
больше 40 лет не брал их в руки.
Свои школьные и студенческие работы он убрал и не доставал более
тридцати лет.
Товарищи по школе и институту, считая его одним из самых талантливых
молодых художников, очень переживали за него.
Но решение Владимира было может быть и ошибочно, но к сожалению,
бескомпромиссно.
Художественный институт имени В. И. Сурикова, где
совершенствует свой рисунок и живопись в мастерских
Глеба Смирнова и Ивана Орлова.
На 3 курсе Владимир Татаринов переходит в мастерскую
Петра Петровича Соколова-Скаля, время учебы в которой совпало
с началом «хрущевской оттепели».
В «Суриковке», как и во всей стране началось «брожение умов»,
потрясение от ранее закрытой информации.
Студенты открыли для себя работы импрессионистов, творчество
Модильяни, которые увлекли их новым образным языком.
Им стало казаться, что «академизм», культивирующийся в стенах
института, тесен для них.
Поддался этим настроениям и Татаринов.
Мало того, он стал использовать новый изобразительный язык в своих
учебных работах, что вызвало гнев со стороны ортодоксально
настроенных преподавателей и ректората.
После серии скандалов и «разборок» с преподавателями-«академистами»
В. Татаринов был исключен из Суриковского института.
Ни ректор Модоров, ни Соколов-Скаля и представить не могли, что
наказывая таким образом талантливого студента, отчислили его не
только из института, но и от живописи.
После ухода из «Суриковки» В. Татаринов положил кисти и краски и
больше 40 лет не брал их в руки.
Свои школьные и студенческие работы он убрал и не доставал более
тридцати лет.
Товарищи по школе и институту, считая его одним из самых талантливых
молодых художников, очень переживали за него.
Но решение Владимира было может быть и ошибочно, но к сожалению,
бескомпромиссно.
С детства, увлечённый как живописью, так и техникой (ещё
учась в художественной школе он сдал экзамены на права
автолюбителя, а в институте получил уже права профессионала),
Владимир Татаринов поступил учеником токаря на Завод
автотракторной электроаппаратуры, где и проработал всю жизнь.
На заводе он прошел путь от ученика до токаря-универсала высшего
разряда, неоднократно удостаивался званий лучшего по профессии и
заносился на Доску Почета.
учась в художественной школе он сдал экзамены на права
автолюбителя, а в институте получил уже права профессионала),
Владимир Татаринов поступил учеником токаря на Завод
автотракторной электроаппаратуры, где и проработал всю жизнь.
На заводе он прошел путь от ученика до токаря-универсала высшего
разряда, неоднократно удостаивался званий лучшего по профессии и
заносился на Доску Почета.
Сегодня работы Владимира Татаринова открываются заново.
Его пейзажи и портреты, выполненные в лучших традициях
русской реалистической школы, подкупающие искренностью,
лиричностью, заиграли новым светом, оказались
востребованными современным зрителем.
И не случайно такое живое участие вызвали у зрителей последние
персональные выставки В. М. Татаринова, которые прошли в
музеях-заповедниках «Горки Ленинские», «Михайловское», «Поленово»,
в Литературном музее А. С. Пушкина в Москве.
Одна из посетительниц так выразила своё впечатление в книге отзывов:
«У меня ощущение, что я вернулась в 50-е годы прошлого века — такие
лица восхищают, заставляют жить и взывают к жизни.
Ваши пейзажи возвращают в детство...
Такую радость испытываешь только в раннем возрасте.
Потрясена вашим характером и таким поворотом в судьбе.
Настоящий художник не умирает никогда.
Очень хочется верить, что вновь встречусь с вашими работами»
Его пейзажи и портреты, выполненные в лучших традициях
русской реалистической школы, подкупающие искренностью,
лиричностью, заиграли новым светом, оказались
востребованными современным зрителем.
И не случайно такое живое участие вызвали у зрителей последние
персональные выставки В. М. Татаринова, которые прошли в
музеях-заповедниках «Горки Ленинские», «Михайловское», «Поленово»,
в Литературном музее А. С. Пушкина в Москве.
Одна из посетительниц так выразила своё впечатление в книге отзывов:
«У меня ощущение, что я вернулась в 50-е годы прошлого века — такие
лица восхищают, заставляют жить и взывают к жизни.
Ваши пейзажи возвращают в детство...
Такую радость испытываешь только в раннем возрасте.
Потрясена вашим характером и таким поворотом в судьбе.
Настоящий художник не умирает никогда.
Очень хочется верить, что вновь встречусь с вашими работами»
Творчество Владимира Михайловича Татаринова хорошо
знают и любят краеведы Москвы — он является членом
старейшего сообщества краеведов «Старая Москва».
27-го мая 2010 года на 237-м (701-м — с момента создания)
заседании Комиссии «Старая Москва» заместитель председателя
Алексей Вячеславович Буторов под аплодисменты присутствующих
поздравил художника, краеведа Владимира Михайловича Татаринова с юбилеем.
25 мая 2010 года Владимиру Михайловичу Татаринову исполнилось 75 лет!
От всей души поздравляем замечательного русского художника!
Желаем творческих успехов, здоровья и благополучия! Многие лета!
Александр Головановзнают и любят краеведы Москвы — он является членом
старейшего сообщества краеведов «Старая Москва».
27-го мая 2010 года на 237-м (701-м — с момента создания)
заседании Комиссии «Старая Москва» заместитель председателя
Алексей Вячеславович Буторов под аплодисменты присутствующих
поздравил художника, краеведа Владимира Михайловича Татаринова с юбилеем.
25 мая 2010 года Владимиру Михайловичу Татаринову исполнилось 75 лет!
От всей души поздравляем замечательного русского художника!
Желаем творческих успехов, здоровья и благополучия! Многие лета!
25-27 мая 2010 г.