Достопримечательности Москвы » Музеи Москвы
Музей-квартира Ф.М. Достоевского
Московский музей Ф.М. Достоевского ищет спонсора для
неотложного проведения ремонтных работ фасада здания.
Зав. музеем Г.Б. Пономарева
Музей-квартира Ф.М. Достоевского приглашает Вас на
«Ноябрьские вечера» в связи с 191-й годовщиной со дня рождения Ф.М. Достоевского
Мероприятия в ноябре 2012 г. >>>
Мероприятия в декабре 2012 г. >>>
Музей-квартира Ф.М. Достоевского в Москве — первый в мире музей великого русского писателя. Он был открыт 11 ноября 1928 года в день рождения Ф.М. Достоевского и до 1970-х гг. был единственным музеем, посвящённым великому русскому писателю. История увековечивания его памяти начата трудами вдовы писателя Анны Григорьевны Достоевской, когда ещё ощущалась живая связь с Ф.М. Достоевским. Она признавалась: «Я живу не в двадцатом веке, я осталась в 70-х годах девятнадцатого. Мои люди — это друзья Фёдора Михайловича, моё общество — это круг людей, близких Достоевскому. С ними я живу. Каждый, кто работает над изучением жизни или произведений Достоевского, кажется мне родным человеком».
Помимо изданий сочинений Достоевского, она собрала свыше тысячи предметов, связанных с мужем. Дирекция Императорского Исторического музея в Москве предложила ей поместить коллекцию в одну из башен здания Исторического музея. Так было положено основание «Музея памяти Фёдора Михайловича Достоевского» при Историческом музее. Однако, не расположенная в мемориальном пространстве и не рассчитанная на обозрение широкой публики, эта коллекция не могла стать музеем в строгом смысле слова. Им стала мемориальная квартира в одном из боковых флигелей бывшей Мариинской больницы для бедных, в которой прошли детские и отроческие годы писателя. Сюда, в учреждённую ещё в начале XIX века императрицей Марией Фёдоровной больницу, весной 1821 года поступил на службу бывший военный врач Михаил Андреевич Достоевский, отец писателя.
11 ноября (30 октября по старому стилю) 1821 года в его семье в правом (южном) флигеле больницы родился второй сын Фёдор. В 1823 году Достоевские переехали во флигель напротив (южный или северный) в казённую квартиру на первом этаже. Отсюда в 1837 году после смерти матери Марии Фёдоровны от скоротечной чахотки Ф.М. Достоевский отправился вместе с братом на учёбу в Санкт-Петербург, в Инженерное училище.
Ансамбль Мариинской больницы был воздвигнут архитекторами И. Жилярди и А. Михайловым по чертежам Д. Кварнеги, строившего такую же больницу на Литейном проспекте в Петербурге. Больничный ансамбль включает в себя: монументальное здание в стиле позднего русского классицизма с ионической колоннадой, лепным изображением российского герба и надписью медными вызолоченными буквами 1828 года «Мариинская больница»; два флигеля для приёма приходящих больных, с различными службами и казёнными квартирами служащих. Мариинская больница создавалась как благотворительное учреждение для бедных. Она стала одной из первых бесплатных клиник в городе, где мог быть принят на излечение неимущий любого звания, состояния, нации, пола, как было записано в больничном уставе. Здесь, у фасада с колоннадой выстраивались очереди московской голытьбы. Для юного Фёдора Достоевского это было привычной картиной, и, несмотря на запреты отца, он общался с этими людьми.
Тема «бедных людей», «униженных и оскорблённых» в судьбе Достоевского началась здесь, на Божедомке, на больничном дворе. В диссонансах от живых картин больничного двора и архитектурной классики, раннем душевном опыте страдания и сострадания — один из истоков самосознания и нравственного развития Достоевского. Потрясением для него навсегда стал эпизод жизни больничного двора — изнасилование девочки, вошедший в его творчество мотивом погубленного, оскорблённого детства.
Обзор экспозиции музея Достоевского начинается с «Книги для записи крещёных и отпетых в церкви Петра и Павла, что при больнице для бедных за 1814-1823 годы». В ней мы читаем: «В октябре родился младенец в доме больницы для бедных у штаб-лекаря Михаила Андреевича Достоевского, сын Феодор». Впервые упомянутое имя будущего писателя вписано рядом с именами лежавших и умерших в больнице: больничной сиделки и солдатки, отставного капитана, жены монастырского служителя, вольноотпущенного дворового человека.
Ф.М. Достоевский — писатель без родового гнезда, он никогда не жил в собственном доме, только в конце жизни им был приобретён для летнего пребывания дом в Старой Русе.
А в начале — небольшая казённая больничная квартира, что заняли Достоевские — дом «людей небогатых и трудящихся». Младший брат Достоевского так описывает эту квартиру: «Отец наш уже семейный человек, пользуясь штаб-офицерским чином, занимал квартиру, состоящую собственно из двух чистых комнат, кроме передней и кухни». Обстановка её была простой и скромной при явном стремлении его обитателей к достоинству и благообразию. Дворянский ампирный интерьер сочетал очень скромную мебель из красного дерева с купеческими сундуками. Лишь дощатой перегородкой, не доходившей до потолка, отделялась от прихожей комната, отведённая старшим братьям Михаилу и Фёдору. В детской стояло два сундука, на которых братья спали. Комната была полутёмной — окно выходило в чулан, где спала няня, а свет проникал из единственного окна в прихожей. Пространство открытое и незащищённое, за порогом текла жизнь московской окраины. В этой отделённой от остальной части квартиры можно было читать, размышлять. Братья Михаил и Фёдор были чрезвычайно дружны до самой смерти Михаила в 1864 году. Особенный интерес братья проявляли к литературе (впоследствии они вместе издавали журналы «Время» и «Эпоха»). А.М. Достоевский вспоминал: «...Брат Федя читал сочинения исторические, серьёзные, а также и попадавшиеся романы. Брат же Михаил любил поэзию».
В полную собственность братьев был отдан журнал «Библиотека для чтения», где печатались произведения А.С. Пушкина и В.А. Жуковского, В. Гюго и других авторов, ставших для Фёдора Михайловича любимыми на всю жизнь».
Интерес к литературе более всего сосредоточился у братьев на Пушкине. «...на Пушкине они мирились, и оба, кажется, и тогда чуть не всего знали наизусть», — вспоминал А.М. Достоевский.
Смерть Пушкина близко совпала по времени со смертью матери писателя (27 февраля 1837 года). Фёдор говорил, что если бы не семейный траур, он просил бы у отца разрешение носить траур по Пушкину.
Передняя вела в «Рабочую залу» или столовую — комнату желто-канареечного цвета с окнами на больничный двор и улицу Божедомку. Здесь стояли ломберные столы для учебных занятий и чтения, обеденный стол, за которым собиралась немалая семья лекаря Достоевского (во второй половине 1830-х гг. в ней было уже семеро детей). В этой комнате немало изображений первой половины XIX века памятников, связанных с впечатлениями детства писателя — соборы Кремля, Троице-Сергиева лавра, Воскресенские ворота с особенно почитаемой москвичами часовней Иверской иконы Божией Матери. Вспоминая детство, Достоевский писал: «Каждый раз посещение Кремля и соборов московских было для меня чем-то торжественным». Летом каждый год семья совершала паломничество в Троице-Сергиеву лавру, и возвращались, полные впечатлений, наслушавшись прекрасного монастырского хора, накупив под стенами монастыря деревянных богородских игрушек. Эти впечатления обращали к «узнанию русской души, признанию духа народного». В полуосвещённой зале по вечерам, когда родители сидели в гостиной, няня Алёна Фроловна рассказывала детям сказки про Жар-птицу, Алёшу Поповича, Синюю бороду. Эти сказки побуждали детей к первым попыткам творчества. В своей «Автобиографии» Фёдор Михайлович отмечал: «Года в три, что ли, выдумал слагать сказки, да ещё мудрёные, пожалуй, замысловатые, либо страшные, либо с оттенком шутливости. Я их запоминал...» Детей держали строго и рано начинали учить. Фёдор вспоминал, как его уже четырёхлетним сажали за книжку и твердили: «Учись!». И первым учителем была мать — Мария Фёдоровна. Она учила детей читать. Первой книгой для всех была одна: «Сто четыре священные истории, выбранные из Ветхаго и Новаго Завета, в пользу юношества, Иоанном Гибнером». Экземпляр этой книги Достоевский берёг как святыню, о чтении Библии он писал: «В первый раз посетило меня некоторое проникновение духовное, ещё восьми лет от роду». На ломберном столе в музее теперь лежит такое же издание 1815 года. Оно раскрыто на ветхозаветной «Книге Иова». В подготовительных материалах к роману «Подросток» есть запись: «Новых идей нет; идеи все одни и теже, начиная с Иова». Эта книга упомянута и в романе «Братья Карамазовы». О ранних впечатлениях от «Книги Иова» в письме жене 1875 года он пишет: «Читаю книгу Иова, и она приводит меня в болезненный восторг... Эта книга... одна из первых, что поразила меня в жизни, я был ещё тогда почти младенцем!» Смежная с «Рабочей залой» тесная гостиная была окрашена в тёмнокобальтовый цвет. В гостиной сосредоточено мемориальное ядро музея — мемориальная мебель, принадлежавшая Достоевским: книжный шкаф, овальный стол и стулья из красного дерева. Когда Михаил Андреевич Достоевский уехал в имение Даровое мебель была перевезена туда, и в 1920-х гг. первая заведующая музеем Вера Степановна Нечаева вернула эту мебель на исконное место. Здесь стоят и дошедшие до нас бронзовые канделябры, очевидно, доставшиеся матери писателя в приданое. В гостиной висели большие пастельные портреты родителей Ф.М. Достоевского. Теперь их место заняли фотокопии, снятые ещё при жизни писателя. Отец писателя Михаил Андреевич Достоевский (1789-1839 гг.) происходил из старого великорусского рода, дальние его предки бояре Ртищевы. Фамилия Достоевских произошла от названия села Достоева в Литве близ города Пинска, полученного в 1506 году во владение Данилой Ртищевым, эмигрировавшим из Московского княжества.
Мать писателя Мария Фёдоровна Нечаева (1800-1837 гг.) — родилась в семье московского купца-суконщика, имевшего большое состояние, но потерявшего всё, когда ему в 1812 году пришлось покинуть с семьёй горящую Москву. Она хорошо знала русскую поэзию, имела склонность к литературе и обладала даром слова, о чём говорят дошедшие до нас письма.
О своих родителях Фёдор Михайлович однажды сказал: «Идея непременного и высшего стремления в лучшие люди (в буквальном, самом высшем смысле слова) была основной идей отца и матери наших, несмотря на все уклонения».
От гостиной исходило общее настроение в доме. Всё затихало в часы послеобеденного отдыха, который Михаил Андреевич проводил на диване. Стихало всё и во время вечерних занятий отца, когда он вписывал рецепты в «скорбные листы» (истории болезней). Тогда гостиная становилась рабочим кабинетом отца. Фёдор Михайлович Достоевский был сыном врача, и тема врачевания не только телесного, но и душевного, духовного мира человека проведена писателем в образах князя Мышкина, Алёши Карамазова. В гостиной Достоевских устраивались семейные музыкальные вечера, обычно с участием холостого брата матери, который «артистически» играл на гитаре, да и сама Мария Фёдоровна также играла на гитаре, в доме всегда находились два инструмента. Мария Фёдоровна с братом разыгрывали романсы, русские песни. Но особенно памятны были семейные чтения. Любимым чтением Фёдора были: «История государства Российского Н.М. Карамзина, поэзия и проза А.С. Пушкина, исторические романы Вальтера Скотта, романы Анны Радклифф».
Полутёмная спальня за перегородкой гостиной напоминает о трагической судьбе матери писателя Марии Фёдоровны Достоевской. Здесь она провела последние дни своей жизни, когда открывшаяся скоротечная чахотка сделала её положение безнадёжным. Здесь мать в последний раз благословила своих детей. Похоронили её на Лазаревском кладбище, расположенном неподалёку (полностью уничтожено в советское время).
Перед памятью матери Фёдор Михайлович благоговел. На её надгробном камне была выбита строка из Карамзина: «Покойся милый прах, до радостного утра».
С болезнью и смертью матери семья распалась. Младшие дети были приняты под опеку родственниками, Михаил Андреевич переселился в подмосковное имение Даровое, где вскоре скончался (или, по неофициальной версии, был убит крестьянами).
Старшие братья в мае 1837 года по решению отца уехали в Петербург поступать в Главное инженерное училище. Больше в квартиру на Божедомке никто из Достоевских не возвращался. Очень скоро, в 1839 году, глубокий и серьёзный духовный опыт отроческих лет подведёт Достоевского к зрелому определению своего назначения: «Человек есть тайна, и её надо разгадать и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время. Я занимаюсь этой тайной, ибо я хочу быть человеком».
Московская квартира Достоевских в её пространстве (стены, печи) полностью сохранилась и ни разу не перестраивалась, поэтому музей Достоевского в Москве отличает очень высокая степень подлинности.
В 1979-1982 гг. в музее были проведены масштабные реставрационные работы. На основе воспоминаний А.М. Достоевского, планов и чертежей XIX века была восстановлена планировка помещений. Впервые мемориальная квартира обрела подлинный исторический антураж. И, хотя экспозиция музея бытовая, в ней очевидны акценты на духовных событиях жизни Достоевского. Назначение музея — передать атмосферу, в которой формировалась гениальная личность писателя. Назначение ещё двух комнат, предоставленных Достоевским в середине 1830-х гг. в связи с увеличением семейства осталось неизвестным.
В одной из них проходят литературные и музыкальные вечера, здесь же представлена выставка лучших иллюстраций к произведениям Достоевского «Образы Достоевского в иллюстрациях» таких художников, как Н. Верещагина, Д. Шмаринов, А. Ушин, С. Шор, А. Корсакова, Б. Заборов и др. Вторую — составляет экспозиция «Мир Достоевского». Правая постоянная часть этой экспозиции — «Достоевский 1860-1870 годы». Её центр — рабочий письменный стол Ф.М. Достоевского 1870-х годов. Стол мемориальный, перевезён женой писателя Анной Григорьевной из петербургской квартиры Достоевских. За этим столом были написаны главы из романа «Братья Карамазовы». На столе: журналы «Русский вестник» 1870-х гг., «Дневник писателя» Ф.М. Достоевского, роман «Братья Карамазовы» издание 1881 года, мемории из коллекции А.Г. Достоевской — чернильный прибор, очки, визитные карточки, коробочка для папиросных гильз, принадлежавшие Фёдору Михайловичу. Слева — книжный шкаф с «библиотекой» первых изданий произведений Ф.М. Достоевского. В шкафу также представлен «Иллюстрированный альманах» (СПб, 1848 г.) с иллюстрациями П. Федотова к рассказу Ф.М. Достоевского «Ползунков». Это первые иллюстрации к Достоевскому. На стенах справа и слева фотографии Ф.М. Достоевского 1860-1870-х гг. Справа — небольшая выставка к 500-летию рода Достоевских. Здесь представлены подлинные фотографии жены и детей, братьев и сестёр, племянниц писателя.
Материалы, представленные в экспозиции Музея-квартиры Ф.М. Достоевского, составляют часть обширного, уникального фонда Достоевского, сосредоточенного в его родном городе — Москве, а именно в Государственном Литературном музее, филиалом которого с 1940 года является Музей-квартира Ф.М. Достоевского.
Последние три десятилетия заведующим Музеем-квартирой является
заслуженный работник культуры России, кандидат филологических наук
Галина Борисовна Пономарёва.
Благодаря её стараниям и заботам, музей Ф.М. Достоевского стал
гостеприимным домом для всех людей, ожидающих встречи с Достоевским.
Для них проводятся экскурсии, лекции, научные заседания, вечера.
За долгие годы здесь побывали тысячи людей разных поколений со
всего мира.
Отечественные и зарубежные учёные-гуманитарии, исследователи
творчества Достоевского, его биографы, писатели, священнослужители,
деятели культуры — артисты, скульпторы, художники — принимали
участие в заседаниях, вечерах, «круглых столах».
Состоялись встречи с потомками писателя:
А.Ф., Д.А., А.Д. Достоевскими, Е.А. Ивановой, Л.А. Спивак.
С 1980-х гг. в музее проводятся ноябрьские вечера, посвящённые
годовщине рождения писателя, и проходят они в течение месяца,
начиная с 11 ноября.
В этот вечер собравшиеся присутствуют при «реставрации» какого-либо
события из жизни юного Достоевского, будь то чтения Пушкина,
Карамзина, библейской книги Иова, освящение жизни и истории Москвы
Достоевского, Мариинской больницы и т.д.
10 февраля в годовщину смерти писателя обычно устраиваются доклады,
дискуссии на заседаниях, «круглых столах».
Первый музей Достоевского поддерживает творческие, профессиональные связи с другими музеями Достоевского (теперь их семь) в Петербурге, Старой Русе, Омске, Семипалатинске, Новокузнецком, селе Даровое. Среди многочисленных печатных трудов бывших и ныне действующих сотрудников музея — капитальный труд «Библиография произведений Ф.М. Достоевского и литературы о нём. 1917-1965 г.» (Москва, 1968).
Более полно об истории создания Музея-квартиры Ф.М. Достоевского, детских и юношеских годах жизни великого писателя можно прочитать в замечательной книге «Музей-квартира Ф.М. Достоевского в Москве» (автор — Г.Б. Пономарёва. Москва. Издательство «Паломникъ», 2002 г.).
Музей-квартира Ф.М. Достоевского
Где находится (адрес)
127473, Москва, Достоевского улица, 2
Ближайшие станции метро
метро «Достоевская»,
метро «Новослободская»,
метро «Менделеевская»
Как проехать или пройти от ближайших станций метро
От станций метро «Новослободская» и «Менделеевская» можно
доехать на троллейбусах: 13, 15, 69 до остановки «Селезнёвская ул.»,
или на трамвае 7, 19 до остановки «Улица Достоевского»
Дорога пешком займёт около 10-ти минут.
От новой станции метро «Достоевская» до музея-квартиры
Ф. М. Достоевского — рукой подать, надо лишь пройти с левой
стороны Центрального академического театра Российской армии
на улицу Достоевского.
Дни и часы работы музея (Часы работы экспозиции музея)
Среда и пятница — с 14.00 до 19.00;
четверг, суббота и воскресенье — с 11.00 до 18.00.
Выходные: понедельник, вторник, последний день месяца.
Экскурсии
Запись на экскурсии и лекции производятся предварительно.
Телефоны
8 495 681-10-85,
8 495 684-31-48
«НОЯБРЬСКИЕ ВЕЧЕРА» В СВЯЗИ С 191-Й ГОДОВЩИНОЙ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО
В московском Музее-квартире Ф.М. Достоевского, расположенном во флигеле бывшей Мариинской больнице для бедных, в скромной лекарской квартире, к 191-й годовщине рождения великого писателя, будут проведены традиционные «Ноябрьские вечера». Их темы приурочены к знаменательным историческим, культурным датам и событиям истекающего 2012 года.
11 ноября, в самый день рождения писателя, как всегда, мы обращаемся к началам и истокам Достоевского; в этом году д-р медицины Н.Н. Богданов поставит вопрос из области генеалогии писателя: предсказано ли явление гения? В последующие дни ноября состоятся заседания, посвящённые 200-летию со дня рождения современников Достоевского: И.А. Гончарова и А.И. Герцена. Эти заседания задуманы как остропроблемные вокруг непреходящих художественных достижений великого русского романа и взглядов Достоевского на идейные веяния и героев в историческом процессе и перспективе. 200-летие победы в войне 1812 года будет отмечено в зеркале Русского мира и проблематики «наполеонизма» у Достоевского. Один из ноябрьских вечеров будет отдан памяти композитора Глеба Седельникова, известного своими произведениями по сюжетам Достоевского. Примут участие известные учёные-литературоведы, историки, а так же писатели, музыканты; среди них Феликс Разумовский, Игорь Золотусский, Вера Ерёмина.
В декабре Год Германии в России один из вечеров будет посвящён Фридриху Шиллеру (из цикла «Достоевский и Шиллер») при участии артистов Малого и других московских театров; состоится творческий вечер народной артистки России Валентины Талызиной, он приурочен к 175-летию со дня смерти А.С. Пушкина.
Мероприятия в ноябре 2012 г.
11 ноября 2012 г., в 15.00 (воскресенье)
В гостиной Достоевских
В программе:
Родословие Достоевского: предсказано ли явление гения?
Выступление доктора медицины, врача-психиатра Н.Н. Богданова
Учёные-естественники из рода Достоевского: развитие одарённости
Выступление член-корреспондента Российской Академии космонавтики, кандидата технических наук Ю.К. Щербакова
Из новых книг о Достоевском (СПб, «Кузнечный переулок»)
Сообщение зав. московским музеем Ф.М. Достоевского Г.Б. Пономарёвой
13 ноября 2012 г., в 18.00 (вторник)
К 200-летию со дня рождения И.А. Гончарова
В программе:
Гончаров и Достоевский: непреходящее в великом русском романе
Выступят: член Союза писателей России В.М. Ерёмина,
писатель и литературный критик, лауреат премии А.И. Солженицына И.П. Золотусский,
д.ф.н., заслуженный профессор В.А. Недзвецкий (МГУ),
к.ф.н., заслуженный работник культуры России Г.Б. Пономарёва.
Каватина «Casta diva» из оперы В. Беллини «Норма»
в исполнении лауреата международного конкурса Елены Анкваб (сопрано).
Партия фортепиано — лауреат международного конкурса Наталия Иванова.
18 ноября 2012 г., в 14.00 (воскресенье)
Вечер памяти композитора Глеба Седельникова – поэта Валентина Загорянского
Участвуют музыканты, литераторы, художники. Будут показаны фото- и видеоматериалы: интервью, живописно-стихотворные композиции, фрагменты оперы «Бедные люди» в постановке Венского оперного театра (Театр Ан дер Вин) 2010 г. Прозвучат аудиозаписи (музыка к спектаклям по Достоевскому) и живая музыка.
21 ноября 2012 г., в 18.00 (среда)
К 200-летию со дня рождения А.И. Герцена
В программе:
А.И. Герцен, один из «старых людей», сквозь призму Достоевского
Выступит член Союза писателей России В.М. Ерёмина.
22 ноября 2012 г., в 18.00 (четверг)
К 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года
В программе:
Война 1812 года в судьбе Русского мира
Выступит историк, автор и ведущий ТВ-программы «Кто мы?» Феликс Разумовский.
Война 1812 года, Наполеон в отражениях Достоевского
Выступит к.ф.н., заслуженный работник культуры России Г.Б. Пономарёва
Открыта выставка «Мир Достоевского». Новое в «Библиотеке Достоевского»
Мероприятия декабре 2012 г.
9 декабря 2012 г., в 15.00 (воскресенье)
Год Германии в России
«И час пробьёт...» (Фридрих Шиллер)
В программе:
Слово о Шиллере – к.ф.н., артист Государственного Академического Малого театра Пётр Абрамов
Отрывки из произведений Шиллера в исполнении засл. арт. России Юлии Авшаровой,
арт. Петра Абрамова, артистов московских театров.
23 декабря 2012 г., в 15.00 (воскресенье)
К 175-летию со дня смерти А.С. Пушкина
Творческий вечер народной артистки России Валентины Илларионовны Талызиной
В программе:
Чтение VIII главы романа «Евгений Онегин».
Фрагменты фильмов («Достоевский» реж. В. Хотиненко, 2010 г. и др.).
Рассказы о времени и о себе, о театре.
Открыта выставка «Мир Достоевского». Новое в «Библиотеке Достоевского»
Все мужские и женские монастыри Москвы >>>
Покровский женский монастырь >>>
Высоко-Петровский мужской монастырь >>>
Иоанно-Предтеченский женский монастырь >>>
Новодевичий женский монастырь >>>
Спасо-Андроников монастырь >>>
Новоспасский мужской монастырь >>>
Куда стоит пойти в Москве в выходные
Измайлово >>>
Посёлок «Сокол» >>>
Крутицкое подворье >>>
Что интересного посмотреть в Москве
Все памятники Москвы >>>
Дом Моссельпрома >>>
Рогожский старообрядческий посёлок >>>
Московские художники
Николай Бутко >>>
Геннадий Добров >>>
Владимир Татаринов >>>
Московские музеи
Все музеи Москвы >>>
Музей С.А. Есенина >>>
Дом-музей М.Ю. Лермонтова >>>
Где недорого поесть
Недорогие банкетные залы, кафе и рестораны Москвы >>>
Другие достопримечательности Москвы >>>