Достопримечательности Рогожского старообрядческого посёлка
Рогожский старообрядческий посёлок
Рогожское кладбище
История Рогожского кладбища
Храмы Рогожского кладбища
Собор во имя Покрова Пресвятой Богородицы на Рогожском кладбище
(летний храм старообрядческой Рогожской общины)
Церковь-колокольня Воскресения Христова на Рогожском кладбище
Собор Рождества Христова (зимний (тёплый) храм Рогожской общины)
Храм Святителя Николая Мирликийского на Рогожском кладбище
Здание Кладбищенской конторы-гостиницы
Старообрядческая митрополия Московская и всея Руси
Поклонный крест в память об атамане, герое Отечественной войны
1812 года Матвее Ивановиче Платове
Здание старообрядческого богословско-учительского института
Восстановление пруда
Рогожское старообрядческое кладбище. Некрополь
Старообрядческая лавка народных промыслов
Старообрядческая лавка здорового питания
Где находится, как добраться
Рогожский старообрядческий посёлок (Рогожское старообрядческое
кладбище)
Рогожский посёлок ул., 29, метро «Авиамоторная» или метро «Римская»
(пешком), метро «Марксистская» (автобус 51, 169),
«Таганская» кольцевая (троллейбус №63, 26, 16)
История Рогожского кладбища
Рогожская старообрядческая слобода с конца XVIII века была центром
для старообрядческих общин, располагавшихся но пути хлебного
экспорта в крупные торговые города Поволжья.
На организации хлебной торговли жители Рогожской слободы нажили
огромные капиталы.
От воли Рогожской слободы к началу XIX века зависели цены на хлеб
не только в России, но и в Англии.
для старообрядческих общин, располагавшихся но пути хлебного
экспорта в крупные торговые города Поволжья.
На организации хлебной торговли жители Рогожской слободы нажили
огромные капиталы.
От воли Рогожской слободы к началу XIX века зависели цены на хлеб
не только в России, но и в Англии.
Духовным центром слободы было Рогожское старообрядческое
кладбище, называвшееся в старину Рогожский богадельный дом —
крупнейший и богатейший центр старообрядчества.
Образованию Рогожского кладбища способствовала эпидемия моровой язвы
(чумы) 1771 года.
кладбище, называвшееся в старину Рогожский богадельный дом —
крупнейший и богатейший центр старообрядчества.
Образованию Рогожского кладбища способствовала эпидемия моровой язвы
(чумы) 1771 года.
По распоряжению императрицы Екатерины II в целях предотвращения
эпидемии все кладбища в черте города были закрыты, в том числе два
старообрядческих — у Серпуховской и Тверской застав.
Прибывший в Москву для борьбы с чумой граф Григорий Григорьевич Орлов
разрешил старообрядцам хоронить умерших во время моровой язвы
в поле за Рогожской заставой направо от Владимирского тракта
(современное название — шоссе Энтузиастов) на земле, ранее
принадлежавшей крестьянам деревни Новоандроновка.
эпидемии все кладбища в черте города были закрыты, в том числе два
старообрядческих — у Серпуховской и Тверской застав.
Прибывший в Москву для борьбы с чумой граф Григорий Григорьевич Орлов
разрешил старообрядцам хоронить умерших во время моровой язвы
в поле за Рогожской заставой направо от Владимирского тракта
(современное название — шоссе Энтузиастов) на земле, ранее
принадлежавшей крестьянам деревни Новоандроновка.
По Рогожской Заставе кладбище получило название Рогожского.
Прежде всего на нём были погребены в братской могиле старообрядцы,
умершие от чумы, а также были устроены карантин, больницы и
небольшая деревянная Никольская часовня для отпевания умерших.
Первоначально кладбище представляло собой несколько рядов могил
рядом с большим курганом, куда хоронили чумных.
Эта могила и дала начало Рогожскому старообрядческому кладбищу.
В начале XX века ещё сохранялся ветхий обелиск, поставленный на
общей «моровой могиле».
Надпись на обелиске говорила о том, что «Место сиё отведено для
погребения усопших староверов в лето от сотворения мира 7279,
вместо таковых, до сего бывших двух кладбищ,
единаго у Донскаго монастыря, а другаго за Тверскими воротами».
На сторонах обелиска можно было прочесть стихотворное описание чумы:
«В числе множества удручающих смертных скорбей
Моровая язва свирепее всех поедает людей.
Не щадит она младенцев, ни юношей цветущих лет,
И самым древним старцам от неё пощады нет.
Сия величайшая в мире на человечество напасть
Издревле ужаснее браней наводит собой страсть,
Хотя не всегда одинаково в людях тоя действие бывает,
Но равно всех определениях лютостью своею убивает.
Болящие чувствуют начало похуждения,
Великие во всех членах расслабления.
Руки и ноги у них так дрожали,
Что подобно пьяным, шатаясь, упадали,
Притом озноб и головную боль они ощущали,
А внутренность их воспаления и жажда возмущали.
Многие, обременялся жестокими рвотами
И несносными судорожными ломотами,
Затем изнурялись с большим резом и поносом,
А иногда оказывались и кровотеченья носом.
Все таковые следствия последних сил лишали
И на другой день поражаемых нещадно умерщвляли»
Прежде всего на нём были погребены в братской могиле старообрядцы,
умершие от чумы, а также были устроены карантин, больницы и
небольшая деревянная Никольская часовня для отпевания умерших.
Первоначально кладбище представляло собой несколько рядов могил
рядом с большим курганом, куда хоронили чумных.
Эта могила и дала начало Рогожскому старообрядческому кладбищу.
В начале XX века ещё сохранялся ветхий обелиск, поставленный на
общей «моровой могиле».
Надпись на обелиске говорила о том, что «Место сиё отведено для
погребения усопших староверов в лето от сотворения мира 7279,
вместо таковых, до сего бывших двух кладбищ,
единаго у Донскаго монастыря, а другаго за Тверскими воротами».
На сторонах обелиска можно было прочесть стихотворное описание чумы:
«В числе множества удручающих смертных скорбей
Моровая язва свирепее всех поедает людей.
Не щадит она младенцев, ни юношей цветущих лет,
И самым древним старцам от неё пощады нет.
Сия величайшая в мире на человечество напасть
Издревле ужаснее браней наводит собой страсть,
Хотя не всегда одинаково в людях тоя действие бывает,
Но равно всех определениях лютостью своею убивает.
Болящие чувствуют начало похуждения,
Великие во всех членах расслабления.
Руки и ноги у них так дрожали,
Что подобно пьяным, шатаясь, упадали,
Притом озноб и головную боль они ощущали,
А внутренность их воспаления и жажда возмущали.
Многие, обременялся жестокими рвотами
И несносными судорожными ломотами,
Затем изнурялись с большим резом и поносом,
А иногда оказывались и кровотеченья носом.
Все таковые следствия последних сил лишали
И на другой день поражаемых нещадно умерщвляли»
Учитывая большой вклад старообрядцев в борьбе с опустошительной
эпидемией, Екатерина II разрешила им строительство вблизи кладбища
двух своих храмов летнего и зимнего.
Рядом с храмами со временем были возведены богадельни, дома для
священнослужителей и причта, иноческие кельи, большая лечебница
имени С. И. Морозова, Рогожское училище, сиротский дом, пять женских
монастырей и даже приют для душевнобольных женщин.
эпидемией, Екатерина II разрешила им строительство вблизи кладбища
двух своих храмов летнего и зимнего.
Рядом с храмами со временем были возведены богадельни, дома для
священнослужителей и причта, иноческие кельи, большая лечебница
имени С. И. Морозова, Рогожское училище, сиротский дом, пять женских
монастырей и даже приют для душевнобольных женщин.
Постепенно образовался целый старообрядческий посёлок.
Посёлок разросся и стал центром старообрядчества России.
В конце XVIII-начале XIX вв. территория Рогожского посёлка занимала
площадь более чем в 22 десятины (24,5 га).
Она была обнесена высокой бревенчатой стеной с одними воротами,
обращёнными к городу. Население посёлка постепенно возрастало,
составив к 1845 году 1588 человек.
Московское старообрядчество издавна отличалось своим богатством,
вследствие принадлежности к нему большого количества купцов и
фабрикантов.
Они не жалели средств для украшения своих храмов, тратили огромные
по тем временам деньги на покупку редких старинных икон и книг,
которые передавали на кладбище.
Рогожское кладбище славилось великолепным собранием древних икон,
ценнейшей библиотекой и богатейшей ризницей.
Соборы украшали собранные поколениями старообрядцев иконы рублёвского,
строгановского письма.
Перед ними стояли свечи, некоторые из которых достигали веса в
12-ть и более килограмм.
Посёлок разросся и стал центром старообрядчества России.
В конце XVIII-начале XIX вв. территория Рогожского посёлка занимала
площадь более чем в 22 десятины (24,5 га).
Она была обнесена высокой бревенчатой стеной с одними воротами,
обращёнными к городу. Население посёлка постепенно возрастало,
составив к 1845 году 1588 человек.
Московское старообрядчество издавна отличалось своим богатством,
вследствие принадлежности к нему большого количества купцов и
фабрикантов.
Они не жалели средств для украшения своих храмов, тратили огромные
по тем временам деньги на покупку редких старинных икон и книг,
которые передавали на кладбище.
Рогожское кладбище славилось великолепным собранием древних икон,
ценнейшей библиотекой и богатейшей ризницей.
Соборы украшали собранные поколениями старообрядцев иконы рублёвского,
строгановского письма.
Перед ними стояли свечи, некоторые из которых достигали веса в
12-ть и более килограмм.
Октябрьская революция положила конец «золотому веку»
старообрядчества.
В 1928 году с колокольни сбросили колокола.
В 1929 г. закрыли и наполовину разрушили храм Рождества Христова.
Были засыпаны пруды, снесены исторические здания, даже мрамор
семейных склепов старообрядцев Рогожского некрополя был вывезен
для строительства метро.
В советский период из 18,0 гектаров, принадлежавших старообрядческой
обители 16 гектаров (более 80 процентов) территории было использовано
для строительства зданий Московского завода автоматических линий и
специальных станков.
Не пощадили и братскую могилу умерших во время моровой язвы 1771 года,
которая представляла собой большой холм в восточной части кладбища.
На месте этого чумного захоронения был устроен взрыв, затем его
разровняли, и на нём были выстроены детские ясли, просуществовавшие
до 1970-х гг.
Позже на этом месте построили институт.
На северной части кладбища был устроен Перовский колхозный рынок,
просуществовавший до 1940-х гг.
В настоящее время там расположились постройки НИИ пластмасс.
В западной части кладбища, почти у самой его стены вдоль
Старообрядческой улицы, была вырыта огромная яма.
В начале войны 1945 года на кладбище часто приезжали машины с
забелёнными окнами, в которых находились трупы.
Трупы сбрасывали в эту яму, присыпав их лишь слоем песка.
В следующий приезд труповозок трупы сбрасывали в яму и вновь
поверх присыпали песком до следующего привоза.
В этом общем захоронении покоятся тысячи неизвестных людей.
В настоящее время лужайка на месте этого страшного общего захоронения
заполнена новыми одиночными могилами.
В 1993 году в связи с обращением старообрядческой Митрополии остарообрядчества.
В 1928 году с колокольни сбросили колокола.
В 1929 г. закрыли и наполовину разрушили храм Рождества Христова.
Были засыпаны пруды, снесены исторические здания, даже мрамор
семейных склепов старообрядцев Рогожского некрополя был вывезен
для строительства метро.
В советский период из 18,0 гектаров, принадлежавших старообрядческой
обители 16 гектаров (более 80 процентов) территории было использовано
для строительства зданий Московского завода автоматических линий и
специальных станков.
Не пощадили и братскую могилу умерших во время моровой язвы 1771 года,
которая представляла собой большой холм в восточной части кладбища.
На месте этого чумного захоронения был устроен взрыв, затем его
разровняли, и на нём были выстроены детские ясли, просуществовавшие
до 1970-х гг.
Позже на этом месте построили институт.
На северной части кладбища был устроен Перовский колхозный рынок,
просуществовавший до 1940-х гг.
В настоящее время там расположились постройки НИИ пластмасс.
В западной части кладбища, почти у самой его стены вдоль
Старообрядческой улицы, была вырыта огромная яма.
В начале войны 1945 года на кладбище часто приезжали машины с
забелёнными окнами, в которых находились трупы.
Трупы сбрасывали в эту яму, присыпав их лишь слоем песка.
В следующий приезд труповозок трупы сбрасывали в яму и вновь
поверх присыпали песком до следующего привоза.
В этом общем захоронении покоятся тысячи неизвестных людей.
В настоящее время лужайка на месте этого страшного общего захоронения
заполнена новыми одиночными могилами.
возвращении принадлежащей ей территории и зданий этот вопрос был
рассмотрен комиссией под руководством мэра Москвы Ю. М. Лужкова и
главы Администрации Президента РФ С. А. Филатова.
Постановлением Правительства Москвы №102 от 07.02.95 г. земля и
здания духовного центра начали возвращаться Старообрядческой Церкви.
В 1996 году был разработан проект реконструкции историко-архитектурного
ансамбля Рогожского кладбища.
В 2005 году мэром Москвы Ю. М. Лужковым было подписано постановление о
восстановлении архитектурного ансамбля Рогожской слободы.
Храмы Рогожского кладбища
Покровский собор старообрядческой Рогожской общины
(Летний храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы)
Рогожский посёлок ул., 29
Большинство старообрядческих храмов на Руси называли во имя
Покрова Пресвятыя Богородицы, так как традиционно считалось,
что покровительство Богородицы позволяет старообрядческой
Церкви преодолевать лишения и невзгоды.
Покровский собор — главный кафедральный храм Рогожской
старообрядческой общины.
Покрова Пресвятыя Богородицы, так как традиционно считалось,
что покровительство Богородицы позволяет старообрядческой
Церкви преодолевать лишения и невзгоды.
Покровский собор — главный кафедральный храм Рогожской
старообрядческой общины.
Сооружён в 1790-1792 годах выдающимся русским зодчим
Матвеем Фёдоровичем Казаковым в стиле классицизм.
Первоначально старообрядцы стали возводить огромный храм,
превышающий своими размерами Успенский собор Кремля, но о таком
гордом намерении главнокомандующий Москвы князь Прозоровский
сделал доклад императрице Екатерине II.
Матвеем Фёдоровичем Казаковым в стиле классицизм.
Первоначально старообрядцы стали возводить огромный храм,
превышающий своими размерами Успенский собор Кремля, но о таком
гордом намерении главнокомандующий Москвы князь Прозоровский
сделал доклад императрице Екатерине II.
После чего было проведено расследование и приказано
«впуски для алтаря отломать» (сломали алтарную часть),
вместо пяти глав «сделать план с одной главой и крестом»,
«унизить» и «убавить» шпиц. Здание понизили, в результате чего
пропорции храма получились несоразмерными и храм оказался без
привычной алтарной части с востока.
«впуски для алтаря отломать» (сломали алтарную часть),
вместо пяти глав «сделать план с одной главой и крестом»,
«унизить» и «убавить» шпиц. Здание понизили, в результате чего
пропорции храма получились несоразмерными и храм оказался без
привычной алтарной части с востока.
Однако внутреннее убранство храма впечатляло и старообрядцев, и тех,
кто с ними боролся.
Стены и своды были расписаны в древнерусском стиле, храм украшали
огромные подсвечники, лампады, паникадила.
В соборе хранилось богатейшее собрание старинных русских икон
XIII-XVII вв.
кто с ними боролся.
Стены и своды были расписаны в древнерусском стиле, храм украшали
огромные подсвечники, лампады, паникадила.
В соборе хранилось богатейшее собрание старинных русских икон
XIII-XVII вв.
И сегодня здесь можно увидеть редкие иконы, например, икону с
изображением Оглавного Спасителя XIV века.
В XIX веке в большие праздники этот огромный храм едва вмещал
богомольцев, съезжавшихся со всех концов Москвы.
«Перед древними иконами в драгоценных ризах, блистающих золотом и
камениями, зажигались пудовые свечи, служба шла чинно со всем
соблюдением устава, на клиросе пел по-старинному хороший хор певчих».
изображением Оглавного Спасителя XIV века.
В XIX веке в большие праздники этот огромный храм едва вмещал
богомольцев, съезжавшихся со всех концов Москвы.
«Перед древними иконами в драгоценных ризах, блистающих золотом и
камениями, зажигались пудовые свечи, служба шла чинно со всем
соблюдением устава, на клиросе пел по-старинному хороший хор певчих».
При Екатерине II и Александре I старообрядческий культ
не подвергался преследованиям и храмы Рогожского кладбища
благоденствовали, но со времени восшествия на престол
Николая I для старообрядчества начались
тяжёлые времена.
не подвергался преследованиям и храмы Рогожского кладбища
благоденствовали, но со времени восшествия на престол
Николая I для старообрядчества начались
тяжёлые времена.
В 1827 году старообрядцам было запрещено принимать священников,
переходящих от официальной церкви.
После смерти последнего перешедшего в старообрядчество
священника, 7 июля 1856 года, по настоянию митрополита Филарета,
алтари Покровского собора и храма Рождества Христова были запечатаны.
Сквозь стены иконостаса и царские врата был пропущен толстый шнур,
и на нём лежали огромные печати.
переходящих от официальной церкви.
После смерти последнего перешедшего в старообрядчество
священника, 7 июля 1856 года, по настоянию митрополита Филарета,
алтари Покровского собора и храма Рождества Христова были запечатаны.
Сквозь стены иконостаса и царские врата был пропущен толстый шнур,
и на нём лежали огромные печати.
Храмы превратились в простые часовни, а построенный к этому времени
храм Рождества был обращен в единоверческий.
Только 17 апреля 1905 года на основании царского манифеста о
веротерпимости, рогожские алтари были распечатаны, и в храмах
вновь возобновилась литургия.
храм Рождества был обращен в единоверческий.
Только 17 апреля 1905 года на основании царского манифеста о
веротерпимости, рогожские алтари были распечатаны, и в храмах
вновь возобновилась литургия.
К середине 1930-х годов почти все московские
старообрядческие храмы были закрыты, но в Покровском соборе
в отличие от остальных храмов Рогожского кладбища богослужения
не прекращались, хотя были попытки отобрать храм и
превратить его в театр.
старообрядческие храмы были закрыты, но в Покровском соборе
в отличие от остальных храмов Рогожского кладбища богослужения
не прекращались, хотя были попытки отобрать храм и
превратить его в театр.
Сюда переносили святыни из закрывшихся московских
старообрядческих храмов, сюда же переходили певцы из
закрытых старообрядческих церквей, в которых существовали
сильные певческие школы (Каринкинской, Апухтинской,
Замоскворецкой).
старообрядческих храмов, сюда же переходили певцы из
закрытых старообрядческих церквей, в которых существовали
сильные певческие школы (Каринкинской, Апухтинской,
Замоскворецкой).
Службы велись здесь и во время войны.
Сейчас здесь богослужения проходят ежедневно.
В Покровском соборе проходят все важнейшие в старообрядческом мире
России события.
Так, в 2005 году здесь отмечалось 100-летие со дня распечатывания
алтарей.
Сегодня распечатывание алтарей торжественно отмечается ежегодно
в день Жен Мироносиц, в этот день здесь проходит особо торжественное
богослужение, на которое съезжаются священство и миряне из разных
уголков России.
Также традиционно проходит вечер духовных песнопений.
Церковь-колокольня Воскресения Христова.Сейчас здесь богослужения проходят ежедневно.
В Покровском соборе проходят все важнейшие в старообрядческом мире
России события.
Так, в 2005 году здесь отмечалось 100-летие со дня распечатывания
алтарей.
Сегодня распечатывание алтарей торжественно отмечается ежегодно
в день Жен Мироносиц, в этот день здесь проходит особо торжественное
богослужение, на которое съезжаются священство и миряне из разных
уголков России.
Также традиционно проходит вечер духовных песнопений.
С 1947 года — церковь-колокольня Успения Божией Матери
Рогожский посёлок ул., 29, стр. 1
Рядом с Покровским храмом возвышается храм-колокольня Воскресения
Христова с одним высоким куполом и двумя более низкими боковыми.
Именно её видят автомобилисты, проезжающие по внешней стороне
высокой эстакады Третьего транспортного кольца на подъезде к
пересечению с шоссе Энтузиастов.
Христова с одним высоким куполом и двумя более низкими боковыми.
Именно её видят автомобилисты, проезжающие по внешней стороне
высокой эстакады Третьего транспортного кольца на подъезде к
пересечению с шоссе Энтузиастов.
Колокольня возведена в 1907-1910 годах в память распечатания
алтарей церквей Рогожского кладбища архитектором Фёдором
Фёдоровичем Горностаевым.
Колокольню возвели за два года, ещё несколько лет ушло на её
отделку, уже через полгода после начала работ на колокольню были
подняты колокола весом в 1000, 360 и 200 пудов, а в сентябре
1909 года на куполе колокольни был установлен крест.
алтарей церквей Рогожского кладбища архитектором Фёдором
Фёдоровичем Горностаевым.
Колокольню возвели за два года, ещё несколько лет ушло на её
отделку, уже через полгода после начала работ на колокольню были
подняты колокола весом в 1000, 360 и 200 пудов, а в сентябре
1909 года на куполе колокольни был установлен крест.
В 1913 году в нижнем ярусе колокольни освятили небольшой
Воскресенский храм.
Иконостас храма украшали древние иконы новгородского и московского
письма XV-XVII веков.
В колокольне также было устроено помещение для хранения редких
книг и старинных рукописей.
Воскресенский храм.
Иконостас храма украшали древние иконы новгородского и московского
письма XV-XVII веков.
В колокольне также было устроено помещение для хранения редких
книг и старинных рукописей.
Средства на возведение храма-колокольни были пожертвованы семьями
известных старообрядцев-предпринимателей: Кузнецовыми, Морозовыми,
Пуговкиными, Рахмановыми.
Колокольня имеет высоту около 80 метров, что лишь на метр ниже
колокольни Иван Великий в Кремле, и представляет собой подобие
старинных столпообразных храмов и звонниц.
известных старообрядцев-предпринимателей: Кузнецовыми, Морозовыми,
Пуговкиными, Рахмановыми.
Колокольня имеет высоту около 80 метров, что лишь на метр ниже
колокольни Иван Великий в Кремле, и представляет собой подобие
старинных столпообразных храмов и звонниц.
Фасад колокольни украшен рельефными изображениями сказочных
райских птиц: Сирина, Алконоста и Гамаюна.
В середине 1920-х годов с колокольни были сняты колокола, а в
1933 году церковь Воскресения Христова была закрыта.
Уникальные книги и рукописи были переданы в Библиотеку имени Ленина,
а колокола сняты и отправлены на переплавку.
райских птиц: Сирина, Алконоста и Гамаюна.
В середине 1920-х годов с колокольни были сняты колокола, а в
1933 году церковь Воскресения Христова была закрыта.
Уникальные книги и рукописи были переданы в Библиотеку имени Ленина,
а колокола сняты и отправлены на переплавку.
Здание колокольни использовалось под склад.
После грозы в 1938 года с него свалился огромный крест.
В войну от взрыва была разрушена паперть и нижняя часть колокольни.
Но само сооружение устояло, и в 1947 году колокольня была передана
Старообрядческой Архиепископии.
Вскоре был восстановлен храм, к нему сделана пристройка во имя
Успения Пресвятой Богородицы и храм переосвятили в честь
Успения Богоматери.
После грозы в 1938 года с него свалился огромный крест.
В войну от взрыва была разрушена паперть и нижняя часть колокольни.
Но само сооружение устояло, и в 1947 году колокольня была передана
Старообрядческой Архиепископии.
Вскоре был восстановлен храм, к нему сделана пристройка во имя
Успения Пресвятой Богородицы и храм переосвятили в честь
Успения Богоматери.
В 1990 году на колокольню был вновь поднят колокол, отлитый в 1910 г.
стараниями потомственной почётной гражданки Феодосии Ермиловны
Морозовой на заводе товарищества П. И. Оловянишникова (о чём
свидетельствует надпись на колоколе) и с 1930-х гг. хранившийся
во МХАТе.
Вес колокола 262 пуда 38 фунтов (4293 кг.).
Сейчас в колокольне восстановлено помещение для библиотеки,
а в палатах на первом и втором этажах проходят выставки редких книг,
рукописей, церковной утвари.
У колокольни находится лавка, в которой продают старообрядческую
литературу.
Храм Рождества Христова Рогожской общины.стараниями потомственной почётной гражданки Феодосии Ермиловны
Морозовой на заводе товарищества П. И. Оловянишникова (о чём
свидетельствует надпись на колоколе) и с 1930-х гг. хранившийся
во МХАТе.
Вес колокола 262 пуда 38 фунтов (4293 кг.).
Сейчас в колокольне восстановлено помещение для библиотеки,
а в палатах на первом и втором этажах проходят выставки редких книг,
рукописей, церковной утвари.
У колокольни находится лавка, в которой продают старообрядческую
литературу.
Зимний (тёплый) храм во имя Рождества Христова
Рогожский посёлок ул., 29, стр. 2
Зимний одноглавый храм во имя Рождества Христова, расположенный
с юга от Покровского собора, построен в 1804 году в стиле барокко
по проекту архитектора И. Д. Жукова «с разрешения Московского
градоначальника А. А. Беклешева», который находился в ссоре с
Митрополитом Платоном — ярым противником старообрядчества.
с юга от Покровского собора, построен в 1804 году в стиле барокко
по проекту архитектора И. Д. Жукова «с разрешения Московского
градоначальника А. А. Беклешева», который находился в ссоре с
Митрополитом Платоном — ярым противником старообрядчества.
Храм имел калориферное отопление и использовался для богослужений
с Покрова (14 октября) по Великую Субботу следующего года, в
остальное время службы велись в неотапливаемом Покровском соборе.
Внутри храма было обустроено два самостоятельных предела, освящённых
во имя святителя Николы архиепископа Мирликийского чудотворца и
архангела Михаила.
с Покрова (14 октября) по Великую Субботу следующего года, в
остальное время службы велись в неотапливаемом Покровском соборе.
Внутри храма было обустроено два самостоятельных предела, освящённых
во имя святителя Николы архиепископа Мирликийского чудотворца и
архангела Михаила.
Храм был украшен росписями в древнем стиле и множеством икон.
Алтари храма Рождества были опечатаны 7 июля 1856 года вплоть до
16 апреля 1905 года, в это время храм действовал как часовня.
В 1812 году храм ограбили французы, о чём долгое время
свидетельствовали иконы со следами сабельных ударов.
Алтари храма Рождества были опечатаны 7 июля 1856 года вплоть до
16 апреля 1905 года, в это время храм действовал как часовня.
В 1812 году храм ограбили французы, о чём долгое время
свидетельствовали иконы со следами сабельных ударов.
С первой половины XIX века здесь помимо богослужений проходят
церковные соборы и совещания.
В начале XX века храм служил местом проведения нескольких
старообрядческих соборов.
В 1929 году храм Рождества был закрыт.
В 1920-е годы купол и ротонда пострадали от пожара и были разобраны,
настенная роспись уничтожена, богослужебная утварь растаскана.
церковные соборы и совещания.
В начале XX века храм служил местом проведения нескольких
старообрядческих соборов.
В 1929 году храм Рождества был закрыт.
В 1920-е годы купол и ротонда пострадали от пожара и были разобраны,
настенная роспись уничтожена, богослужебная утварь растаскана.
Храм был превращён в... столовую для рабочих, а при входе на
месте бывшей паперти соорудили туалеты.
Затем в разные годы внутри храма помещались цеха фабрики,
бомбоубежище.
В 1970-е гг. помещение занял «Союзаттракцион», который разметил
здесь базу игральных автоматов.
месте бывшей паперти соорудили туалеты.
Затем в разные годы внутри храма помещались цеха фабрики,
бомбоубежище.
В 1970-е гг. помещение занял «Союзаттракцион», который разметил
здесь базу игральных автоматов.
Напротив храма Рождества Христова находятся два двухэтажных здания
середины XIX века.
В одном из них до революции размещались монашеские кельи, другой
служил домом священника.
В феврале 1995 года здания возвращены Русской Православной
Старообрядческой Церкви.
середины XIX века.
В одном из них до революции размещались монашеские кельи, другой
служил домом священника.
В феврале 1995 года здания возвращены Русской Православной
Старообрядческой Церкви.
25 августа 2008 г. в попразднество Преображения Господня на храме
Рождества Христова Рогожской слободы был восстановлен каркас купола,
отсутствовавшего на этой церкви более 70 лет.
2 декабря 2008 года состоялась торжественная церемония установки
креста на куполе храма.
Вместе с установленным крестом высота храма составила 47 метров.
24 декабря 2008 года храм полностью освобожден от строительных лесов.
Храм Святителя Николая Мирликийского на РогожскомРождества Христова Рогожской слободы был восстановлен каркас купола,
отсутствовавшего на этой церкви более 70 лет.
2 декабря 2008 года состоялась торжественная церемония установки
креста на куполе храма.
Вместе с установленным крестом высота храма составила 47 метров.
24 декабря 2008 года храм полностью освобожден от строительных лесов.
кладбище (Никольская церковь, церковь Николая Чудотворца)
Рогожский посёлок ул., 1 а/29, стр. 1
В 1771 году на Рогожском кладбище была построена деревянная часовня
во имя святителя Николая.
Через пять лет, в 1776 году, храм был отстроен в камне московским
купеческим обществом поповщинского старообрядчества.
В 1854 году храм переосвящён в единоверческую церковь.
В 1864 году перестроен на пожертвования прихожан,
перешедших в Единоверие из старообрядческой Бело-Криницкой общины
поповского согласия.
во имя святителя Николая.
Через пять лет, в 1776 году, храм был отстроен в камне московским
купеческим обществом поповщинского старообрядчества.
В 1854 году храм переосвящён в единоверческую церковь.
В 1864 году перестроен на пожертвования прихожан,
перешедших в Единоверие из старообрядческой Бело-Криницкой общины
поповского согласия.
Единоверцы совершали богослужения по старому обряду, но священниками
Русской Православной Церкви и подчинялись в иерархическом отношении
официальной церкви.
На строительство было дано благословение московского митрополита
Филарета (Дроздова).
Ввиду того, что храм был перестроен единоверцами, он стал официально
называться Николо-Единоверческий храм на Рогожском кладбище
города Москвы.
Русской Православной Церкви и подчинялись в иерархическом отношении
официальной церкви.
На строительство было дано благословение московского митрополита
Филарета (Дроздова).
Ввиду того, что храм был перестроен единоверцами, он стал официально
называться Николо-Единоверческий храм на Рогожском кладбище
города Москвы.
Перестройка осуществлялась в 1863-1866 гг. по проекту архитектора
Василия Николаевича Карнеева на средства купца Никандра
Матвеевича Алясина, после чего храм приобрёл современный вид в
«русском стиле».
Заново построили трёхярусную колокольню с шатровым завершением и
двумя шатровыми висячими гирьками.
Василия Николаевича Карнеева на средства купца Никандра
Матвеевича Алясина, после чего храм приобрёл современный вид в
«русском стиле».
Заново построили трёхярусную колокольню с шатровым завершением и
двумя шатровыми висячими гирьками.
На три аршина были подняты своды основного объёма храма.
Здание стало крестообразным в плане.
В декоре были использованы мотивы русского зодчества XVII века.
Завершение основного объёма церкви и приделов составляют пять крупных
синих глав, с гранёными белыми барабанами.
Здание стало крестообразным в плане.
В декоре были использованы мотивы русского зодчества XVII века.
Завершение основного объёма церкви и приделов составляют пять крупных
синих глав, с гранёными белыми барабанами.
Центральный барабан крупнее остальных, имеет окна.
В советское время храм не закрывался.
С 1923 по 1994 гг. Покровский придел был передан советскими
властями старообрядцам-беглопоповцам и отделён от основного придела
стеной, сейчас упразднённой.
В советское время храм не закрывался.
С 1923 по 1994 гг. Покровский придел был передан советскими
властями старообрядцам-беглопоповцам и отделён от основного придела
стеной, сейчас упразднённой.
После того, как в 1988 году единоверцам была предоставлена
возможность совершать службы в храме Михайловской слободы Московской
области, а беглопоповцам в 1993 году — в храме Покрова Богородицы
на Новокузнецкой улице храм был целиком передан Русской Православной
Церкви.
Настоятель храма протоиерей Анатолий Цвиркунов.
При храме действует воскресная школа и библиотека.
Бывшее здание Кладбищенской конторы-гостиницывозможность совершать службы в храме Михайловской слободы Московской
области, а беглопоповцам в 1993 году — в храме Покрова Богородицы
на Новокузнецкой улице храм был целиком передан Русской Православной
Церкви.
Настоятель храма протоиерей Анатолий Цвиркунов.
При храме действует воскресная школа и библиотека.
Рогожский посёлок ул., 29, стр. 4
Большое каменное двухэтажное здание, примыкающее к колокольне
церкви Николая Чудотворца, ныне практически разрушенное,
построено в XIX веке.
До революции здесь размещалась Кладбищенская контора-гостиница.
На нижнем этаже помещалась контора, а так же кабинет попечителей
кладбища, кухня для приготовления поминок, склад
церковно-хозяйственных принадлежностей и проч.
церкви Николая Чудотворца, ныне практически разрушенное,
построено в XIX веке.
До революции здесь размещалась Кладбищенская контора-гостиница.
На нижнем этаже помещалась контора, а так же кабинет попечителей
кладбища, кухня для приготовления поминок, склад
церковно-хозяйственных принадлежностей и проч.
На верхнем этаже находились два огромных зала для собраний,
устройства поминок, отдыха приезжих и комнаты, занимаемые
рогожскими училищами: городским 4-классным и начальным.
В конторе находился также архив Рогожского кладбища.
Некогда это было одно из самых благоустроенных зданий Рогожского
посёлка.
устройства поминок, отдыха приезжих и комнаты, занимаемые
рогожскими училищами: городским 4-классным и начальным.
В конторе находился также архив Рогожского кладбища.
Некогда это было одно из самых благоустроенных зданий Рогожского
посёлка.
После революции оно было использовано под школу, в конце 1920-х гг.
передано студенческому общежитию, затем стало жилым домом.
В послевоенные годы снова стало общежитием.
После пожара от здания остались одни стены.
Здание передано в 1987 году Старообрядческой Архиепископии.
Ныне реставрируется.
Старообрядческая митрополия Московская и всея Русипередано студенческому общежитию, затем стало жилым домом.
В послевоенные годы снова стало общежитием.
После пожара от здания остались одни стены.
Здание передано в 1987 году Старообрядческой Архиепископии.
Ныне реставрируется.
Рогожский посёлок ул., 29
Здесь в старину находилась часовня, в которой стояли гробы
с покойниками (морг).
После Великой Отечественной войны здание отдали под резиденцию
старообрядческого архиепископа.
с покойниками (морг).
После Великой Отечественной войны здание отдали под резиденцию
старообрядческого архиепископа.
Поклонный крест в память о казачьем атамане,
герое Отечественной войны 1812 года Матвее Ивановиче Платове
Напротив здания Старообрядчеcкой митрополии на небольшом холмике
в 2008 году установлен поклонный крест в память о герое Отечественной
войны 1812 года атамане Донского казачьего войска старообрядце
Матвее Ивановиче Платове (1753-1818 гг.).
На оборотной стороне креста надпись:
«Ищите же прежде царствия Божия и правды его и сия вся приложится Вам».
Надпись на камне рядом с крестом:
«Сей крестъ ставленъ въ память героя воины 1812 года донского атамана
старообрядца М. И. Платова въ лето 7516 августа дня»
в 2008 году установлен поклонный крест в память о герое Отечественной
войны 1812 года атамане Донского казачьего войска старообрядце
Матвее Ивановиче Платове (1753-1818 гг.).
На оборотной стороне креста надпись:
«Ищите же прежде царствия Божия и правды его и сия вся приложится Вам».
Надпись на камне рядом с крестом:
«Сей крестъ ставленъ въ память героя воины 1812 года донского атамана
старообрядца М. И. Платова въ лето 7516 августа дня»
Прославленный герой Отечественной войны граф Матвей Иванович Платов
был старообрядцем, имел при себе походную церковь и старообрядческого
священника, который совершал по пути богослужения для Платова и его
казаков-старообряцев.
По изгнании Наполеона из Москвы столицу заняли донские казаки
во главе с атаманом Платовым.
был старообрядцем, имел при себе походную церковь и старообрядческого
священника, который совершал по пути богослужения для Платова и его
казаков-старообряцев.
По изгнании Наполеона из Москвы столицу заняли донские казаки
во главе с атаманом Платовым.
Как старообрядцы, они начали обращаться за исполнением своих
духовных треб на Рогожское кладбище.
А когда покидали Москву, то атаман Платов подарил Рогожскому
кладбищу свою походную полотняную церковь во имя Пресвятой Троицы,
которая была при нём почти во всех воинских походах.
После этого, как сообщает писатель Мельников-Печёрский
«тогдашний начальник столицы дал им (старообрядцам) разрешение
служить в этой церкви обедни».
Таким образом, благодаря М. И. Платову старообрядцы получили
возможность совершать литургии в храмах Рогожского кладбища.
Если до 1813 года литургии на Рогожском кладбище служились редко и
в большинстве случаев тайно, дабы не привлекать внимания властей, то
после ходатайства к московскому градоначальнику Платова литургии в
центре древлеправославия стали совершаться чаще — практически во
все двунадесятые праздники.
Однако после воцарения Николая I богослужения были запрещены вплоть
до закона о свободе вероисповеданий 1905 года.
Здание старообрядческого богословско-учительского институтадуховных треб на Рогожское кладбище.
А когда покидали Москву, то атаман Платов подарил Рогожскому
кладбищу свою походную полотняную церковь во имя Пресвятой Троицы,
которая была при нём почти во всех воинских походах.
После этого, как сообщает писатель Мельников-Печёрский
«тогдашний начальник столицы дал им (старообрядцам) разрешение
служить в этой церкви обедни».
Таким образом, благодаря М. И. Платову старообрядцы получили
возможность совершать литургии в храмах Рогожского кладбища.
Если до 1813 года литургии на Рогожском кладбище служились редко и
в большинстве случаев тайно, дабы не привлекать внимания властей, то
после ходатайства к московскому градоначальнику Платова литургии в
центре древлеправославия стали совершаться чаще — практически во
все двунадесятые праздники.
Однако после воцарения Николая I богослужения были запрещены вплоть
до закона о свободе вероисповеданий 1905 года.
Ныне – средняя общеобразовательная школа №459
Подъёмная ул., 1/4
Здание старообрядческого богословско-учительского института
построено в 1914-1915 гг. архитектором Ф. А. Ганешином.
Здесь до 1918 году размещался институт, который приготовлял для
старообрядческой церкви церковнослужителей.
Этот институт являлся официальным учреждением для выполнения
старинной традиционной функции Рогожского кладбища, как академии
старообрядчества: начиная с момента основания кладбища именно
отсюда расходились по всей старообрядческой Руси знатоки церковного
устава, богослужебного чина, чтецы и певцы, перенимавшие традиции
старины от ветеранов старообрядчества.
Первым директором института был А. С. Рыбаков (отец известного
историка академика Б. А. Рыбакова), председателем попечительского
совета – С. П. Рябушинский.
Ныне здание бывшего старообрядческого института надстроено и здесь
размещается общеобразовательная школа № 459.
Прудпостроено в 1914-1915 гг. архитектором Ф. А. Ганешином.
Здесь до 1918 году размещался институт, который приготовлял для
старообрядческой церкви церковнослужителей.
Этот институт являлся официальным учреждением для выполнения
старинной традиционной функции Рогожского кладбища, как академии
старообрядчества: начиная с момента основания кладбища именно
отсюда расходились по всей старообрядческой Руси знатоки церковного
устава, богослужебного чина, чтецы и певцы, перенимавшие традиции
старины от ветеранов старообрядчества.
Первым директором института был А. С. Рыбаков (отец известного
историка академика Б. А. Рыбакова), председателем попечительского
совета – С. П. Рябушинский.
Ныне здание бывшего старообрядческого института надстроено и здесь
размещается общеобразовательная школа № 459.
Рогожский поселок ул., 29
Некогда за Рогожскими храмами находился пруд с чистой родниковой
водой 60 сажен длины, 15 ширины, с протоком воды, выведенным на юг
к Рязанскому шоссе.
Купание и стирка в этом пруду были запрещены.
На особом помосте здесь была устроена деревянная часовенка «Иордань»,
в которой святили воду три раза в год, как установлено церковным
уставом.
водой 60 сажен длины, 15 ширины, с протоком воды, выведенным на юг
к Рязанскому шоссе.
Купание и стирка в этом пруду были запрещены.
На особом помосте здесь была устроена деревянная часовенка «Иордань»,
в которой святили воду три раза в год, как установлено церковным
уставом.
В XIX веке ко дню праздника Богоявления на эту «Иордань»,
собирались все московские старообрядцы, целыми обозами приезжали
старообрядцы из провинции.
После революции пруд был объявлен рассадником малярии и приговорён к
уничтожению.
В пруд было сброшено несколько тон мазута, после в него
стали привозить и сбрасывать кучи мусора.
собирались все московские старообрядцы, целыми обозами приезжали
старообрядцы из провинции.
После революции пруд был объявлен рассадником малярии и приговорён к
уничтожению.
В пруд было сброшено несколько тон мазута, после в него
стали привозить и сбрасывать кучи мусора.
Так, на месте пруда образовалась свалка.
После это место сравняли с землёй и оно стало частью стадиона
Завода автоматических линий, который, впрочем, пришёл в полное
запустение.
Ещё в начале 2009 года на месте пруда был заболоченный конный манеж.
К лету 2009 года городские власти приступили к восстановлению пруда.
Рогожское старообрядческое кладбищеПосле это место сравняли с землёй и оно стало частью стадиона
Завода автоматических линий, который, впрочем, пришёл в полное
запустение.
Ещё в начале 2009 года на месте пруда был заболоченный конный манеж.
К лету 2009 года городские власти приступили к восстановлению пруда.
Старообрядческая (бывшая — Войтовича) улица, 31 А,
метро «Марксистская», автобус 51, 169,
метро «Таганская» троллейбус №63, 26, 16 до остановки
«Старообрядческая улица» («улица Войтовича»)
Рогожское кладбище открыто для посетителей:
с мая по сентябрь — с 09.00 до 19.00,
с октября по апрель — с 09.00 — до 17.00.
метро «Марксистская», автобус 51, 169,
метро «Таганская» троллейбус №63, 26, 16 до остановки
«Старообрядческая улица» («улица Войтовича»)
Рогожское кладбище открыто для посетителей:
с мая по сентябрь — с 09.00 до 19.00,
с октября по апрель — с 09.00 — до 17.00.
Рогожский некрополь — один из самых необычных в Москве.
До революции здесь хоронили только староверов.
И. А. Бунин в рассказе «Чистый понедельник» так описывает похороны
старообрядческого епископа на Рогожском кладбище:
«Это знаменитое раскольничье кладбище. Допетровская Русь!
Хоронили ихнего архиепископа. И вот представьте себе: гроб — дубовая
колода, как в древности, золотая парча будто кованая, лик усопшего
закрыт белым «воздухом», шитым крупной черной вязью — красота и ужас.
А у гроба диаконы с рипидами и трикириями...
Так вот: диаконы — да какие! Пересвет и Ослябя!
И на двух клиросах два хора, тоже все Пересветы: высокие, могучие,
в длинных черных кафтанах, поют, перекликаясь, — то один хор, то другой, —
и все в унисон, и не по нотам, а по «крюкам».
А могила была внутри выложена блестящими еловыми ветвями,
а на дворе мороз, солнце, слепит снег...»
Во второй половине XIX — начале ХХ века на Рогожском кладбище были
похоронены представители известных старообрядческих купеческих
родов: Банкетовы, Баулины, Бутиковы, Винокуровы, Досужевы, Капырины,
Кузнецовы, Кулаковы, Ленивовы, Иловановы, Мельниковы, Морозовы,
Мусорины, Назаровы, Пуговкины, Рахмановы, Рябушинские, Рязановы,
Свешниковы, Солдатенковы, Соловьёвы, Трегубовы, Царские, Шибановы,
Шелопутины.
Многие из этих захоронений утеряны в 1930-е годы, среди них могилы и
надгробия Кузнецовых, Бутиковых, Солдатенковых, Рябушинских.
До революции здесь хоронили только староверов.
И. А. Бунин в рассказе «Чистый понедельник» так описывает похороны
старообрядческого епископа на Рогожском кладбище:
«Это знаменитое раскольничье кладбище. Допетровская Русь!
Хоронили ихнего архиепископа. И вот представьте себе: гроб — дубовая
колода, как в древности, золотая парча будто кованая, лик усопшего
закрыт белым «воздухом», шитым крупной черной вязью — красота и ужас.
А у гроба диаконы с рипидами и трикириями...
Так вот: диаконы — да какие! Пересвет и Ослябя!
И на двух клиросах два хора, тоже все Пересветы: высокие, могучие,
в длинных черных кафтанах, поют, перекликаясь, — то один хор, то другой, —
и все в унисон, и не по нотам, а по «крюкам».
А могила была внутри выложена блестящими еловыми ветвями,
а на дворе мороз, солнце, слепит снег...»
Во второй половине XIX — начале ХХ века на Рогожском кладбище были
похоронены представители известных старообрядческих купеческих
родов: Банкетовы, Баулины, Бутиковы, Винокуровы, Досужевы, Капырины,
Кузнецовы, Кулаковы, Ленивовы, Иловановы, Мельниковы, Морозовы,
Мусорины, Назаровы, Пуговкины, Рахмановы, Рябушинские, Рязановы,
Свешниковы, Солдатенковы, Соловьёвы, Трегубовы, Царские, Шибановы,
Шелопутины.
Многие из этих захоронений утеряны в 1930-е годы, среди них могилы и
надгробия Кузнецовых, Бутиковых, Солдатенковых, Рябушинских.
Выделяется склеп крупнейшего рода предпринимателей-старообрядцев
Морозовых — под одной чугунно-монолитной крышей находятся несколько
десятков могил.
В углу за оградой можно увидеть родовой белокаменный крест, на
котором выгравировано:
«При сем кресте полагается род Богородского купца Саввы
Васильевича Морозова».
Морозовых — под одной чугунно-монолитной крышей находятся несколько
десятков могил.
В углу за оградой можно увидеть родовой белокаменный крест, на
котором выгравировано:
«При сем кресте полагается род Богородского купца Саввы
Васильевича Морозова».
Рядом — фигурный саркофаг самого Саввы Васильевича
Морозова (1770-1860 гг.).
Здесь погребены его потомки:
Тимофей Саввич Морозов (1823-1889 гг.), сын Саввы Морозова —
мануфактур-советник, владелец Никольской мануфактуры в Орехово-Зуеве.
Над его могилой часовня, увенчанная шатром, выполненная по проекту
Ф. О. Шехтеля.
Морозова (1770-1860 гг.).
Здесь погребены его потомки:
Тимофей Саввич Морозов (1823-1889 гг.), сын Саввы Морозова —
мануфактур-советник, владелец Никольской мануфактуры в Орехово-Зуеве.
Над его могилой часовня, увенчанная шатром, выполненная по проекту
Ф. О. Шехтеля.
Рядом с часовней большой мраморный крест, выполненный скульптором
Н. А. Андреевым.
Савва Тимофеевич Морозов (1862-1905 гг.) — меценат и общественный
деятель.
Под массивным металлическим куполом усыпальницы покоятся как
основатели прославленного рода, так и их потомки — наши современники.
Одна из последних могил датирована 2003 годом...
Н. А. Андреевым.
Савва Тимофеевич Морозов (1862-1905 гг.) — меценат и общественный
деятель.
Под массивным металлическим куполом усыпальницы покоятся как
основатели прославленного рода, так и их потомки — наши современники.
Одна из последних могил датирована 2003 годом...
Рядом с захоронением Морозовых за узорной металлической решеткой
находится семейное захоронение купцов Соловьевых, известных
торговлей шерстью.
К сожалению, не сохранилась могила Козьмы Терентьевича Солдатенкова,
который вкладывал свои средства в строительство больниц, училищ,
домов призрения, богаделен, среди которых больница имени
С. П. Боткина.
находится семейное захоронение купцов Соловьевых, известных
торговлей шерстью.
К сожалению, не сохранилась могила Козьмы Терентьевича Солдатенкова,
который вкладывал свои средства в строительство больниц, училищ,
домов призрения, богаделен, среди которых больница имени
С. П. Боткина.
Захоронение старообрядческого духовенства
Архиерейская усыпальница представляет собой ряды белых
восьмиконечных крестов и пять черных саркофагов, расположенных за
старинной металлической оградой — это особо почитаемое место у
старообрядцев.
Здесь похоронены старообрядческие священнослужители — митрополиты,
архиепископы, епископы, священники, монахи.
Под саркофагами покоятся старообрядческие архиепископы:
Антоний (ум. в 1881 г.), Савватий (1825-1898 гг.);
Аркадий (1809-1899 гг.) и Конон (1797-1884 гг.).
Двое последних известны тем, что были арестованы в 1850-х годах и
заключены в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь, где просидели в
тюрьме до конца своих дней.
Под пятым саркофагом покоятся руководившие церковью в советские
годы епископы Анастасий (1896-1986 гг.), Геронтий (1872-1951 гг.),
архиепископы Иринарх (1881-1952 гг.) и Иосиф (1886-1970 гг.).
Среди крестов возвышается деревянный крест, под которым погребён
старообрядческий архиепископ Иоанн (1837-1915 гг.).
При нем было совершено распечатывание алтарей, в Москве сооружено
15 старообрядческих храмов, издавался журнал «Церковь», организован
Старообрядческий институт.
В 2003 году на этом участке был похоронен митрополит московский
и всея Руси Алимпий (1929-2003 гг.), при котором началось
возрождение старообрядческой жизни после советских времен.
Архиерейская усыпальница представляет собой ряды белых
восьмиконечных крестов и пять черных саркофагов, расположенных за
старинной металлической оградой — это особо почитаемое место у
старообрядцев.
Здесь похоронены старообрядческие священнослужители — митрополиты,
архиепископы, епископы, священники, монахи.
Под саркофагами покоятся старообрядческие архиепископы:
Антоний (ум. в 1881 г.), Савватий (1825-1898 гг.);
Аркадий (1809-1899 гг.) и Конон (1797-1884 гг.).
Двое последних известны тем, что были арестованы в 1850-х годах и
заключены в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь, где просидели в
тюрьме до конца своих дней.
Под пятым саркофагом покоятся руководившие церковью в советские
годы епископы Анастасий (1896-1986 гг.), Геронтий (1872-1951 гг.),
архиепископы Иринарх (1881-1952 гг.) и Иосиф (1886-1970 гг.).
Среди крестов возвышается деревянный крест, под которым погребён
старообрядческий архиепископ Иоанн (1837-1915 гг.).
При нем было совершено распечатывание алтарей, в Москве сооружено
15 старообрядческих храмов, издавался журнал «Церковь», организован
Старообрядческий институт.
В 2003 году на этом участке был похоронен митрополит московский
и всея Руси Алимпий (1929-2003 гг.), при котором началось
возрождение старообрядческой жизни после советских времен.
Напротив архиерейских могил находилась семейная
усыпальница известного фарфорозаводчика Матвея
Сидоровича Кузнецова (1846-1911 гг.).
Ныне на месте, где стояла усыпальница, Московский фонд культуры
установил бронзовый обелиск Матвею Сидоровичу Кузнецову.
Наиболее частой формой надгробий Рогожского кладбища являлся
саркофаг из белого камня, черного мрамора или гранита.
На надгробиях нет дат рождения покойных.
На каждом надгробии писали имя и дату смерти умершего, возраст
(вплоть до дней и часов), день ангела и принадлежность к сословию,
а на некоторых – число лет, проведенных в супружестве и состав семьи.
усыпальница известного фарфорозаводчика Матвея
Сидоровича Кузнецова (1846-1911 гг.).
Ныне на месте, где стояла усыпальница, Московский фонд культуры
установил бронзовый обелиск Матвею Сидоровичу Кузнецову.
Наиболее частой формой надгробий Рогожского кладбища являлся
саркофаг из белого камня, черного мрамора или гранита.
На надгробиях нет дат рождения покойных.
На каждом надгробии писали имя и дату смерти умершего, возраст
(вплоть до дней и часов), день ангела и принадлежность к сословию,
а на некоторых – число лет, проведенных в супружестве и состав семьи.
После революции кладбище утратило свой старообрядческий характер.
В 1930-1940-е гг. на кладбище тайно хоронили жертв политических
репрессий, в том числе расстрелянных в октябре 1941 военачальников
Я. В. Смушкевича, П. В. Рычагова, Г. М. Штерна, А. Д. Локтионова
(по другим источникам эти военачальники были захоронены в другом месте).
В северной части кладбища, наиболее удалённой от входа — две группы
братских могил воинов, погибших во время Великой Отечественной войны
и умерших в московских госпиталях.
Памятники из красного гранита поставлены над этими могилами в
2005 году к 60-летию Победы.
Старообрядческая лавка народных промыслов «Путь к храму»
Рогожский посёлок ул., 35 (расположена в здании зеркальной мастерской)
народных промыслов.
Молодые обаятельные старообрядцы торгуют экологически чистыми
продуктами и изделиями народного промысла из Костромской области:
мёдом, квашеной капустой, солёными огурцами, копчёной рыбой, клюквой,
подсолнечным маслом, орехами, натуральными восковыми свечами и
плетёными корзинами.
Чистяков Г. С. «Рогожские алтари — запечатлённая святыня».
Информационно-издательский отдел РПСЦ — М.: Панагия;
Языки славянской культуры, 2005.
В. Е. Макаров «Очерк истории Рогожского кладбища в Москве
(1771-1910 гг.)». Москва, 1998 г.
Г. Маричева «История Рогожского посёлка — центра старообрядчества
(Воспоминания)» Москва, 2007 г.
«Сорок сороков» Автор-составитель П. Г. Паламарчук. Том 4.
Москва, Астрель АСТ 2004 г.
Старинный Рогожский некрополь. Сборник статей.
Составитель Ю. Н. Соловьёва — М., 2006
В 1930-1940-е гг. на кладбище тайно хоронили жертв политических
репрессий, в том числе расстрелянных в октябре 1941 военачальников
Я. В. Смушкевича, П. В. Рычагова, Г. М. Штерна, А. Д. Локтионова
(по другим источникам эти военачальники были захоронены в другом месте).
В северной части кладбища, наиболее удалённой от входа — две группы
братских могил воинов, погибших во время Великой Отечественной войны
и умерших в московских госпиталях.
Памятники из красного гранита поставлены над этими могилами в
2005 году к 60-летию Победы.
Старообрядческая лавка народных промыслов «Путь к храму»
Рогожский посёлок ул., 35 (расположена в здании зеркальной мастерской)
Одна из трёх старообрядческих церковных лавок Москвы.
Открыта по благословлению преосвященнейшаго Корнилия,
митрополита Московскаго и всея Руси.
Потребность создать такую лавку появилась после проведения двух
Старообрядческих ярмарок (на Жен-Мироносиц и на праздник Покрова).
Ярмарки показали, что в России живет немало старообрядцев-мастеров,
товар которых нужен в повседневной жизни не только прихожанам, но и
всем людям, которым не чужда русская культура.
В продаже — изделия мастеров-старообрядцев из разных регионов России.
Здесь и корзины из Гуслиц и тканые пояса с Донской земли и Румынии,
валенки ручной работы из Казанско-Вятской епархии и др.
Широко представлена литература по традиционным ремеслам России, по
народным обычаям и традициям, по русской архитектуре и традиционному
костюму. Здесь можно подобрать и красивый сарафан и рубаху как
праздничную так и будничную. Много одежды для детей, есть кафтаны из
разной материи и разных фасонов.
Здесь же можно заказать как отдельную вещь, так и целый комплекс одежды —
например, к венчанию. Из аудио и видео записей большой выбор песен и
духовных стихов из станиц и сел нашей Родины.
В лавке есть русская игрушка и глиняная посуда, хромовые сапоги,
казачьи пуховые платки и варежки, а также многое другое.
Часы работы по будням, с 10.00 до 18.00,
в выходные и праздники с 10.00 до 16.00.
8...906 062-79-95,
8...906 772-75-43
Лавка здорового питания
Рогожский посёлок ул., 35
Лавка здорового питания находится напротив старообрядческой лавкиОткрыта по благословлению преосвященнейшаго Корнилия,
митрополита Московскаго и всея Руси.
Потребность создать такую лавку появилась после проведения двух
Старообрядческих ярмарок (на Жен-Мироносиц и на праздник Покрова).
Ярмарки показали, что в России живет немало старообрядцев-мастеров,
товар которых нужен в повседневной жизни не только прихожанам, но и
всем людям, которым не чужда русская культура.
В продаже — изделия мастеров-старообрядцев из разных регионов России.
Здесь и корзины из Гуслиц и тканые пояса с Донской земли и Румынии,
валенки ручной работы из Казанско-Вятской епархии и др.
Широко представлена литература по традиционным ремеслам России, по
народным обычаям и традициям, по русской архитектуре и традиционному
костюму. Здесь можно подобрать и красивый сарафан и рубаху как
праздничную так и будничную. Много одежды для детей, есть кафтаны из
разной материи и разных фасонов.
Здесь же можно заказать как отдельную вещь, так и целый комплекс одежды —
например, к венчанию. Из аудио и видео записей большой выбор песен и
духовных стихов из станиц и сел нашей Родины.
В лавке есть русская игрушка и глиняная посуда, хромовые сапоги,
казачьи пуховые платки и варежки, а также многое другое.
Часы работы по будням, с 10.00 до 18.00,
в выходные и праздники с 10.00 до 16.00.
8...906 062-79-95,
8...906 772-75-43
Лавка здорового питания
Рогожский посёлок ул., 35
народных промыслов.
Молодые обаятельные старообрядцы торгуют экологически чистыми
продуктами и изделиями народного промысла из Костромской области:
мёдом, квашеной капустой, солёными огурцами, копчёной рыбой, клюквой,
подсолнечным маслом, орехами, натуральными восковыми свечами и
плетёными корзинами.
Митрополия Московской и всея Руси Русской Православной старообрядческой Церкви Рогожский старообрядческий посёлок Где находится (адрес) Москва, Рогожский поселок ул., 29 Ближайшие станции метро метро «Авиамоторная», метро «Римская», метро «Марксистская», метро «Таганская» Как проехать или пройти от ближайших станций метро Если идти пешком — самый короткий путь от метро «Авиамоторная» или метро «Римская», если хотите воспользоваться общественным транспортом — от метро «Марксистская» (автобус 51, 169) или «Таганская» кольцевая (троллейбус №63, 26, 16) до остановки «Старообрядческая улица» («Улица Войтовича») Телефоны Приемная Митрополита Московского и всея Руси: (495) 361-51-91 Управление делами Рогожской старообрядческой общины: (495) 361-00-34 Справки по вопросам проведения богослужений и совершения таинств и треб (отпевание, исповедь, крещение, венчание): (495) 361-51-96, (495) 361-00-34 Церковная лавка: (495) 918-13-92Что почитать об истории Рогожского кладбища
Чистяков Г. С. «Рогожские алтари — запечатлённая святыня».
Информационно-издательский отдел РПСЦ — М.: Панагия;
Языки славянской культуры, 2005.
В. Е. Макаров «Очерк истории Рогожского кладбища в Москве
(1771-1910 гг.)». Москва, 1998 г.
Г. Маричева «История Рогожского посёлка — центра старообрядчества
(Воспоминания)» Москва, 2007 г.
«Сорок сороков» Автор-составитель П. Г. Паламарчук. Том 4.
Москва, Астрель АСТ 2004 г.
Старинный Рогожский некрополь. Сборник статей.
Составитель Ю. Н. Соловьёва — М., 2006
Куда пойти >>>
Паломничество по святым местам православной Москвы
Все мужские и женские монастыри Москвы >>>
Покровский женский монастырь >>>
Высоко-Петровский мужской монастырь >>>
Иоанно-Предтеченский женский монастырь >>>
Новодевичий женский монастырь >>>
Спасо-Андроников монастырь >>>
Новоспасский мужской монастырь >>>
Крутицкое подворье >>>
Куда стоит пойти в Москве в выходные
Измайлово >>>
Посёлок «Сокол» >>>
Поклонная гора >>>
Что интересного посмотреть в Москве
Все памятники Москвы >>>
Дом Моссельпрома >>>
Рогожский старообрядческий посёлок >>>
Московские музеи
Все музеи Москвы >>>
Музей-квартира Ф. М. Достоевского >>>
Дом-музей М. Ю. Лермонтова >>>
Где недорого поесть
Недорогие кафе и рестораны Москвы >>>
Другие достопримечательности Москвы >>>
Паломничество по святым местам православной Москвы
Все мужские и женские монастыри Москвы >>>
Покровский женский монастырь >>>
Высоко-Петровский мужской монастырь >>>
Иоанно-Предтеченский женский монастырь >>>
Новодевичий женский монастырь >>>
Спасо-Андроников монастырь >>>
Новоспасский мужской монастырь >>>
Крутицкое подворье >>>
Куда стоит пойти в Москве в выходные
Измайлово >>>
Посёлок «Сокол» >>>
Поклонная гора >>>
Что интересного посмотреть в Москве
Все памятники Москвы >>>
Дом Моссельпрома >>>
Рогожский старообрядческий посёлок >>>
Московские музеи
Все музеи Москвы >>>
Музей-квартира Ф. М. Достоевского >>>
Дом-музей М. Ю. Лермонтова >>>
Где недорого поесть
Недорогие кафе и рестораны Москвы >>>
Другие достопримечательности Москвы >>>