Достопримечательности Москвы > Храмы Замоскворечья
Храм Воскресения Христова
в Кадашах
Храм Воскресения Христова в Кадашах
Кадашевский 2-й пер., 7, метро «Третьяковская»
Рядом с Третьяковской галереей на пересечении 1-го и 2-го
Кадашевских переулков в тихом уголке Замоскворечья, состоящем
почти сплошь из слободских домов XVII-XVIII вв., находится
интереснейший памятник архитектуры XVII-XVIII вв. — церковь
Воскресения Христова в Кадашах.
Храм назван по Кадашевской слободе, бывшей в XVII веке одной из
самых больших и богатых слобод в Москве, которая располагалась в
Замоскворечье напротив Кремля за слободой Садовники, Царицыным лугом и
Болотом.
Исторические границы Кадашевской слободы проходили по современным
Кадашевской набережной, улицам Большая Ордынка и Якиманка и Казачьими
переулками.
С запада Кадашевская слобода граничила с Голутвинской слободой,
с востока с ней соседствовали Стрелецкие слободы,
а с юга – Всполье и Казачьи слободы.
Название слободы произошло от села Кадашево, о котором впервые
упоминается в 1504 году в завещании великого князя Ивана III сыну
Василию: «Да ему даю... село Воробьево и с Володимеровским, и с
Семёновским, и с Воронцовским, и с Кадашевом, и с деревнями,
как было при мне».
В названии слободы было отражено главное занятие её жителей в XV-XVI
веках – изготовление кадей (бочек).
В XVII веке слобода стала хамовной, т.е. ткацкой, когда в середине
1658-1661 гг. посреди нынешнего Старомонетного переулка был построен
государев Хамовный дворы – одна из первых мануфактур в России,
изготовлявшая полотна для царского двора.
Кадашевская слобода была населена хамовниками – государевыми ткачами,
работавшими на государев двор. Среди прочих тканей здесь делали так
называемые посольские скатерти, украшенные вышивкой и предназначенные
для торжественных приёмов во дворце.
За свою работу каждый ткач вместе с семьей получал земельный надел.
Ликвидировали мануфактуру в XVIII веке, а на ее месте устроили сначала
Кадашевский Монетный двор, а позже Навигационную школу, которую потом
перевели в Сухареву башню, а двор разобрали.
Подробно о жизни и быте Кадашевской слободы можно узнать, посетив
музей «Кадашевская слобода», который открыт при храме в 2004 году.
На территории Кадашевской слободы находилось пять храмов:
церковь Воскресения Христова в Кадашах;
церковь праведных богоотец Иоакима и Анны
(дала название улице Якиманке, находилась на юго-восточной окраине
Кадашевской слободы, на современном пересечении улиц Большая Полянка
и Большая Якиманка. Деревянная известна с 1493 года. В камне построена
в 1684 году, взорвана в 1969 году);
церковь Григория Неокесарийского на Большой Полянке
(Большая Полянка ул., 37; возведена в 1697 г.);
церковь Николы в Толмачах
(Малый Толмачёвский переулок, 9; возведена в 1697 г.);
церковь Космы и Дамиана в Кадашеве
(располагалась в начале улицы Большой Полянки у Малого Каменного моста,
деревянная церковь возведена во время царствования Ивана Грозного в
связи с основанием Государева хамовного двора, в камне построена
в 1656 году, снесена в 1930-1933 гг.).
Кадашевских переулков в тихом уголке Замоскворечья, состоящем
почти сплошь из слободских домов XVII-XVIII вв., находится
интереснейший памятник архитектуры XVII-XVIII вв. — церковь
Воскресения Христова в Кадашах.
Храм назван по Кадашевской слободе, бывшей в XVII веке одной из
самых больших и богатых слобод в Москве, которая располагалась в
Замоскворечье напротив Кремля за слободой Садовники, Царицыным лугом и
Болотом.
Исторические границы Кадашевской слободы проходили по современным
Кадашевской набережной, улицам Большая Ордынка и Якиманка и Казачьими
переулками.
С запада Кадашевская слобода граничила с Голутвинской слободой,
с востока с ней соседствовали Стрелецкие слободы,
а с юга – Всполье и Казачьи слободы.
Название слободы произошло от села Кадашево, о котором впервые
упоминается в 1504 году в завещании великого князя Ивана III сыну
Василию: «Да ему даю... село Воробьево и с Володимеровским, и с
Семёновским, и с Воронцовским, и с Кадашевом, и с деревнями,
как было при мне».
В названии слободы было отражено главное занятие её жителей в XV-XVI
веках – изготовление кадей (бочек).
В XVII веке слобода стала хамовной, т.е. ткацкой, когда в середине
1658-1661 гг. посреди нынешнего Старомонетного переулка был построен
государев Хамовный дворы – одна из первых мануфактур в России,
изготовлявшая полотна для царского двора.
Кадашевская слобода была населена хамовниками – государевыми ткачами,
работавшими на государев двор. Среди прочих тканей здесь делали так
называемые посольские скатерти, украшенные вышивкой и предназначенные
для торжественных приёмов во дворце.
За свою работу каждый ткач вместе с семьей получал земельный надел.
Ликвидировали мануфактуру в XVIII веке, а на ее месте устроили сначала
Кадашевский Монетный двор, а позже Навигационную школу, которую потом
перевели в Сухареву башню, а двор разобрали.
Подробно о жизни и быте Кадашевской слободы можно узнать, посетив
музей «Кадашевская слобода», который открыт при храме в 2004 году.
На территории Кадашевской слободы находилось пять храмов:
церковь Воскресения Христова в Кадашах;
церковь праведных богоотец Иоакима и Анны
(дала название улице Якиманке, находилась на юго-восточной окраине
Кадашевской слободы, на современном пересечении улиц Большая Полянка
и Большая Якиманка. Деревянная известна с 1493 года. В камне построена
в 1684 году, взорвана в 1969 году);
церковь Григория Неокесарийского на Большой Полянке
(Большая Полянка ул., 37; возведена в 1697 г.);
церковь Николы в Толмачах
(Малый Толмачёвский переулок, 9; возведена в 1697 г.);
церковь Космы и Дамиана в Кадашеве
(располагалась в начале улицы Большой Полянки у Малого Каменного моста,
деревянная церковь возведена во время царствования Ивана Грозного в
связи с основанием Государева хамовного двора, в камне построена
в 1656 году, снесена в 1930-1933 гг.).
Храм Воскресения Христова был центром Замоскворечья еще до образования
Кадашевской слободы, благодаря своему расположению между двух основных
дорог на юг – улицами Полянка и Ордынка, что определяло его главенствующее
положение «соборного» храма среди других храмов Замоскворечья.
В XVII веке церковь Воскресения в Кадашах служила главной вертикалью,
композиционной доминантой Замоскворечья.
Она помещалась на главной градостроительной оси Москвы, проходившую от
колокольни Ивана Великого через церковь Воскресения в Кадашах к
дворцовой церкви Вознесения в Коломенском.
Первое упоминание о деревянной церкви встречается в грамоте московского
воеводы – князя Ивана Юрьевича Патрикеева своим сыновьям, составленной
в 1493 году, где она именуется «церковью Воскресения, что на Грязех».
Это наименование было связано с весенними разливами Москвы-реки и
близким расположением храма к её болотистому берегу.
А с 1625 года появляются регулярные записи о храме в Патриарших
окладных книгах.
Кадашевской слободы, благодаря своему расположению между двух основных
дорог на юг – улицами Полянка и Ордынка, что определяло его главенствующее
положение «соборного» храма среди других храмов Замоскворечья.
В XVII веке церковь Воскресения в Кадашах служила главной вертикалью,
композиционной доминантой Замоскворечья.
Она помещалась на главной градостроительной оси Москвы, проходившую от
колокольни Ивана Великого через церковь Воскресения в Кадашах к
дворцовой церкви Вознесения в Коломенском.
Первое упоминание о деревянной церкви встречается в грамоте московского
воеводы – князя Ивана Юрьевича Патрикеева своим сыновьям, составленной
в 1493 году, где она именуется «церковью Воскресения, что на Грязех».
Это наименование было связано с весенними разливами Москвы-реки и
близким расположением храма к её болотистому берегу.
А с 1625 года появляются регулярные записи о храме в Патриарших
окладных книгах.
Первое каменное здание, построенное в 1657 году, просуществовало
не более 30 лет, а в 1687 году при патриархе Иаокиме было начато
строительство нового двухэтажного пятиглавого храма на средства
жителей Кадашевской слободы при ревностном содействии богатых купцов
«гостей» Кондрата Марковича Добрынина и его сына Лонгина Кондратовича.
Лонгин Кондратович Добрынин был человек известный.
Он ведал строительством кораблей в Воронеже и был избран бургомистром.
Усердием Лонгина Добрынина была также построена церковь Николы в
Толмачах.
Остатки старого здания храма были включены в новую постройку.
От старого храма 1657 года постройки в нижней части ныне стоящего здания
сохранились южная апсида и каменный подклет-кладовая под алтарями.
В расходной Патриаршей книге сообщается, что Кадашевский храм «начат
строением при святейшем Патриархе Иоакиме в 1687 году, окончен же
строением при следующем Патриархе Адриане в 1695 году».
Патриархе Адриан освятил церковь 13 января 1695 года.
Предположительно, архитектором храма был Сергей Турчанинов,
зодчий и колокольных дел мастер, сподвижник Патриарха Никона,
завершивший после смерти Никона Воскресенский собор в
Ново-Иерусалимском монастыре.
До постройки колокольни облик церкви был иным.
С западного, северного и южного фасадов к храму были пристроены три
широкие лестницы, которые поднимались к галерее-гульбищу и вели к
порталам второго этажа.
Апсиды второго этажа первоначально были меньшей величины, чем теперь,
и гульбище шло по кругу по верху аспид нижней церкви.
Подобный прием был применен при строительстве Воскресенского собора
Ново-Иерусалимского монастыря – любимого детища патриарха Никона.
Первоначально стены церкви были покрашены суриком, главы позолочены,
весь белокаменный декор выкрашен в жёлтый цвет и выглядел золотым.
Швы между кирпичами на стенах здания были покрашены голубой краской,
это создавало впечатление, что вся церковь окружена легкой голубоватой
дымкой».
не более 30 лет, а в 1687 году при патриархе Иаокиме было начато
строительство нового двухэтажного пятиглавого храма на средства
жителей Кадашевской слободы при ревностном содействии богатых купцов
«гостей» Кондрата Марковича Добрынина и его сына Лонгина Кондратовича.
Лонгин Кондратович Добрынин был человек известный.
Он ведал строительством кораблей в Воронеже и был избран бургомистром.
Усердием Лонгина Добрынина была также построена церковь Николы в
Толмачах.
Остатки старого здания храма были включены в новую постройку.
От старого храма 1657 года постройки в нижней части ныне стоящего здания
сохранились южная апсида и каменный подклет-кладовая под алтарями.
В расходной Патриаршей книге сообщается, что Кадашевский храм «начат
строением при святейшем Патриархе Иоакиме в 1687 году, окончен же
строением при следующем Патриархе Адриане в 1695 году».
Патриархе Адриан освятил церковь 13 января 1695 года.
Предположительно, архитектором храма был Сергей Турчанинов,
зодчий и колокольных дел мастер, сподвижник Патриарха Никона,
завершивший после смерти Никона Воскресенский собор в
Ново-Иерусалимском монастыре.
До постройки колокольни облик церкви был иным.
С западного, северного и южного фасадов к храму были пристроены три
широкие лестницы, которые поднимались к галерее-гульбищу и вели к
порталам второго этажа.
Апсиды второго этажа первоначально были меньшей величины, чем теперь,
и гульбище шло по кругу по верху аспид нижней церкви.
Подобный прием был применен при строительстве Воскресенского собора
Ново-Иерусалимского монастыря – любимого детища патриарха Никона.
Первоначально стены церкви были покрашены суриком, главы позолочены,
весь белокаменный декор выкрашен в жёлтый цвет и выглядел золотым.
Швы между кирпичами на стенах здания были покрашены голубой краской,
это создавало впечатление, что вся церковь окружена легкой голубоватой
дымкой».
В 1695 году три лестницы были разобраны, с западной стороны к
трапезной пристроена стройная шатровая шестиярусная колокольня высотой
более 43 метров, поставленная на нижний подклеточный этаж церкви.
Колокольня выполнена в виде сужающихся восьмигранников с пролётами,
что напоминает об излюбленной в середине XVII столетия форме шатра.
За особое изящество эту колокольню в народе прозвали «свечой».
трапезной пристроена стройная шатровая шестиярусная колокольня высотой
более 43 метров, поставленная на нижний подклеточный этаж церкви.
Колокольня выполнена в виде сужающихся восьмигранников с пролётами,
что напоминает об излюбленной в середине XVII столетия форме шатра.
За особое изящество эту колокольню в народе прозвали «свечой».
С колокольни храма Воскресения Христова в Кадашах открыватся
вид на Кремль и Замоскворечье.
Как на ладони видны утраты последнего времени — снесённая
историческая застройка прилегающей к храму Кадашевской
слободы XVII-XVIII вв.
вид на Кремль и Замоскворечье.
Как на ладони видны утраты последнего времени — снесённая
историческая застройка прилегающей к храму Кадашевской
слободы XVII-XVIII вв.
Церковь Воскресения Христова в Кадашах является выдающимся памятником
архитектуры «московского барокко» или «Нарышкинского барокко» конца
XVII века. Это одно из первых сооружений данного стиля, послужившее
образцом для многих других храмов, среди которых храм Покрова
Богородицы в Филях, храм во имя Пресвятой Троицы в Троицком-Лыкове.
Традиционный тип приходской церкви «кораблём», обогащён новыми формами
белокаменного декора в стиле барокко.
Этот стиль характеризуется вниманием к деталям, стремлением к
декоративности, изяществом пропорций и ажурным силуэтом.
архитектуры «московского барокко» или «Нарышкинского барокко» конца
XVII века. Это одно из первых сооружений данного стиля, послужившее
образцом для многих других храмов, среди которых храм Покрова
Богородицы в Филях, храм во имя Пресвятой Троицы в Троицком-Лыкове.
Традиционный тип приходской церкви «кораблём», обогащён новыми формами
белокаменного декора в стиле барокко.
Этот стиль характеризуется вниманием к деталям, стремлением к
декоративности, изяществом пропорций и ажурным силуэтом.
Изысканность образа храма-памятника достигается белокаменной резьбой.
Традиционную пирамиду кокошников заменяют три ряда ажурных фестонов
из белого камня, выполненных в виде декоративных гребней,
поставленных уступами на четверике.
В народе эти декоративные украшения прозвали «петушиные гребешки».
Такого же типа гребни на витых колонках украшают окна.
Они подчёркивают изящные граненые барабаны глав, грани которых отмечены
витыми колонками.
Средняя глава поставлена на стройный двухярусный барабан и возвышается
над остальными.
Каждая часть храма каждая его деталь как бы подчёркивает декоративность
его форм. Недаром архитектор Василий Иванович Баженов назвал храм в
Кадашах, зданием обладающим «приятством».
Традиционную пирамиду кокошников заменяют три ряда ажурных фестонов
из белого камня, выполненных в виде декоративных гребней,
поставленных уступами на четверике.
В народе эти декоративные украшения прозвали «петушиные гребешки».
Такого же типа гребни на витых колонках украшают окна.
Они подчёркивают изящные граненые барабаны глав, грани которых отмечены
витыми колонками.
Средняя глава поставлена на стройный двухярусный барабан и возвышается
над остальными.
Каждая часть храма каждая его деталь как бы подчёркивает декоративность
его форм. Недаром архитектор Василий Иванович Баженов назвал храм в
Кадашах, зданием обладающим «приятством».
С южной стороны четверика храма сохранилась любопытная
деталь — солнечные часы.
Подобные солнечные часы в Москве можно увидеть, например,
в Новодевичьем монастыре на здании палат Евдокии Лопухиной.
Сейчас от солнечных часов церкви Воскресения Христова в Кадашах
сохранились лишь некоторые символы.
Возможно, что установка часов относится к XVII веку,
когда был построен храм.
деталь — солнечные часы.
Подобные солнечные часы в Москве можно увидеть, например,
в Новодевичьем монастыре на здании палат Евдокии Лопухиной.
Сейчас от солнечных часов церкви Воскресения Христова в Кадашах
сохранились лишь некоторые символы.
Возможно, что установка часов относится к XVII веку,
когда был построен храм.
В храме Воскресения Христова в Кадашах четыре алтаря.
Верхний храм с одним главным престолом Воскресения Христова,
по которому храм получил название, был летним, холодным.
Нижний храм, с тремя престолами, был теплым, отапливался двумя
изразцовыми печами.
Центральный придел нижнего храма посвящен Успению Божией Матери,
правый придел был освящен в 1704 году и посвящён Тихвинской иконе
Божией Матери.
В 1772 году был освящён левый придел в честь святителя Николая
Чудотворца.
Кадашевский храм был знаменит своим внутренним убранством.
В интерьере верхнего храма наибольшую ценность в художественном
отношении имел шестиярусный иконостас высотой 12 метров и
шириной 11 метров, о котором сохранились отзывы как об одном из лучших
произведений резного искусства XVII века.
Иконы разделялись 52 деревянными колонками.
Сквозная резьба представляла собой плетение из виноградных кистей и
листьев. Иконостас был вызолочен листовым красным золотом, нерезные
части были покрашены в голубой цвет.
Этот иконостас стал образцом для иконостаса соборного храма
Донского монастыря.
Для росписи стен и написания икон были приглашены царские изографы –
Петр Беляев, Николай Соломонов, Петр Коробов и Петр Билиндин –
один из лучших учеников Симона Ушакова, мастера Оружейной палаты.
В память Кондрата и Лонгина Добрыниных были написаны иконы апостола
Кондрата и мученика Лонгина Сотника.
Иконостас не уцелел, он был разграблен после 1917 года.
Часть икон разрознена и находиться в Третьяковской галерее,
музее «Останкино» и Историческом музее (ГИМ), в частности икона
Божией Матери «Кадашевская» письма царских изографов конца XVII века
находится в фондах Государственного Исторического музея.
В XVIII веке храм был известен редкой по великолепию утварью и ризницей.
В описях упоминаются крест из чистого золота, ризы, воздухи и поручи
украшенные жемчугом. Главное Евангелие было в серебряном, вызолоченном
окладе, изготавливалось с 1694 по 1712 гг. по заказу Лонгина Добрынина
и весило около 13 кг. В верхнем храме висели 3 медных паникадила.
В войну 1812 году храм был разграблен, пострадала старинная роспись
XVII века, в нижнем храме французы устроили конюшню.
Уходя, французы подожгли храм с западной стороны, однако, огонь,
распространившись на колокольню, дошел до окна у правого клироса и потух.
Предание говорит, что после 1812 года из одних найденных в верхней
церкви осыпков жемчуга был устроен жемчужный убрус Смоленской иконе
Божией Матери.
Верхний храм с одним главным престолом Воскресения Христова,
по которому храм получил название, был летним, холодным.
Нижний храм, с тремя престолами, был теплым, отапливался двумя
изразцовыми печами.
Центральный придел нижнего храма посвящен Успению Божией Матери,
правый придел был освящен в 1704 году и посвящён Тихвинской иконе
Божией Матери.
В 1772 году был освящён левый придел в честь святителя Николая
Чудотворца.
Кадашевский храм был знаменит своим внутренним убранством.
В интерьере верхнего храма наибольшую ценность в художественном
отношении имел шестиярусный иконостас высотой 12 метров и
шириной 11 метров, о котором сохранились отзывы как об одном из лучших
произведений резного искусства XVII века.
Иконы разделялись 52 деревянными колонками.
Сквозная резьба представляла собой плетение из виноградных кистей и
листьев. Иконостас был вызолочен листовым красным золотом, нерезные
части были покрашены в голубой цвет.
Этот иконостас стал образцом для иконостаса соборного храма
Донского монастыря.
Для росписи стен и написания икон были приглашены царские изографы –
Петр Беляев, Николай Соломонов, Петр Коробов и Петр Билиндин –
один из лучших учеников Симона Ушакова, мастера Оружейной палаты.
В память Кондрата и Лонгина Добрыниных были написаны иконы апостола
Кондрата и мученика Лонгина Сотника.
Иконостас не уцелел, он был разграблен после 1917 года.
Часть икон разрознена и находиться в Третьяковской галерее,
музее «Останкино» и Историческом музее (ГИМ), в частности икона
Божией Матери «Кадашевская» письма царских изографов конца XVII века
находится в фондах Государственного Исторического музея.
В XVIII веке храм был известен редкой по великолепию утварью и ризницей.
В описях упоминаются крест из чистого золота, ризы, воздухи и поручи
украшенные жемчугом. Главное Евангелие было в серебряном, вызолоченном
окладе, изготавливалось с 1694 по 1712 гг. по заказу Лонгина Добрынина
и весило около 13 кг. В верхнем храме висели 3 медных паникадила.
В войну 1812 году храм был разграблен, пострадала старинная роспись
XVII века, в нижнем храме французы устроили конюшню.
Уходя, французы подожгли храм с западной стороны, однако, огонь,
распространившись на колокольню, дошел до окна у правого клироса и потух.
Предание говорит, что после 1812 года из одних найденных в верхней
церкви осыпков жемчуга был устроен жемчужный убрус Смоленской иконе
Божией Матери.
Старинная роспись, выполненная царскими изографами, пострадала при
пожаре 1812 года, и в 1848 году при настоятеле отце Иоанне Маргаритове,
художником П. Н. Щепетовым была выполнена новая стенопись, а иконостас,
заново позолочен.
Часть этой росписи дошла до нашего времени.
После окончания реставрации храм был заново освящен митрополитом
Филаретом в 1849 году.
Последние строительные работы в храме проводились в 1860 году под
руководством архитектора Н. И. Козловского.
В результате этих работ была расширена нижняя церковь.
Древние стены северной и южной галерей сломаны, а новые в целях
расширения были отнесены на 3,2 метра.
Алтари нижних приделов перенесли из боковых апсид.
По сторонам от колокольни устроили жилые помещения для богадельни.
Трёхмаршевые лестницы по обеим сторонам колокольни разобрали, а на их
месте построили большие крытые паперти с полукупольным завершением,
чьи мощные кубические объемы в псевдоготическом стиле смотрятся чужеродно.
В таком виде здание церкви дошло до нашего времени.
В 1895 году проходили торжества, посвященные двухсотлетию храма.
Кадашевский храм с давним пор славился своим колокольным звоном.
Главный колокол был отлит в 1750 году и его вес составил 400 пудов,
примерно 6,5 тонн.
Отливал его известный мастер Константин Михайлович Слизов,
который спустя десятилетие отлил Большой Успенский колокол на
колокольне Ивана Великого.
На Кадашевской колокольне был замечательный подбор колоколов «разных
характеров звука и притом с приятными тембрами».
В начале XX века здесь часто играл московский звонарь-виртуоз
К. К. Сараджиев.
После закрытия храма колокола исчезли.
Но в 1990-х гг. стало известно, что некоторые из них находятся в
Большом театре.
пожаре 1812 года, и в 1848 году при настоятеле отце Иоанне Маргаритове,
художником П. Н. Щепетовым была выполнена новая стенопись, а иконостас,
заново позолочен.
Часть этой росписи дошла до нашего времени.
После окончания реставрации храм был заново освящен митрополитом
Филаретом в 1849 году.
Последние строительные работы в храме проводились в 1860 году под
руководством архитектора Н. И. Козловского.
В результате этих работ была расширена нижняя церковь.
Древние стены северной и южной галерей сломаны, а новые в целях
расширения были отнесены на 3,2 метра.
Алтари нижних приделов перенесли из боковых апсид.
По сторонам от колокольни устроили жилые помещения для богадельни.
Трёхмаршевые лестницы по обеим сторонам колокольни разобрали, а на их
месте построили большие крытые паперти с полукупольным завершением,
чьи мощные кубические объемы в псевдоготическом стиле смотрятся чужеродно.
В таком виде здание церкви дошло до нашего времени.
В 1895 году проходили торжества, посвященные двухсотлетию храма.
Кадашевский храм с давним пор славился своим колокольным звоном.
Главный колокол был отлит в 1750 году и его вес составил 400 пудов,
примерно 6,5 тонн.
Отливал его известный мастер Константин Михайлович Слизов,
который спустя десятилетие отлил Большой Успенский колокол на
колокольне Ивана Великого.
На Кадашевской колокольне был замечательный подбор колоколов «разных
характеров звука и притом с приятными тембрами».
В начале XX века здесь часто играл московский звонарь-виртуоз
К. К. Сараджиев.
После закрытия храма колокола исчезли.
Но в 1990-х гг. стало известно, что некоторые из них находятся в
Большом театре.
В начале XX века настоятелем Воскресенской церкви стал священник
Николай Смирнов (1868–1922 гг.), прозванный в народе «Кадашевским».
Он заслужил особую любовь православной Москвы своей неутомимой и
многообразной пастырской деятельностью.
При нём при храме было устроено сестричество, открыты богадельня,
детский приют, а во время Первой Мировой войны – два лазарета для раненых.
В целях принесения Божьего слова людям он не брезговал ходить
в прилегающие к Кадашам трактиры и там совершал вечерние богослужения.
Николай Смирнов организовал в своём храме всенародное пение, распустив
певчих и достиг того, что его народный хор стал первым в Москве по
организованности, стройности и совершенству.
Особую известность он получил за организацию многочисленных паломничеств
к Российским святыням, в которых принимали участие до двух тысяч человек.
После революции, защищая свой храм от разорения, он скончался
15 июня 1922 года поборником православной веры.
В своём послании к пастве 30 января 1921 года, которое сейчас хранится
в музее храма, отец Николай Смирнов писал: «Наш приход остался наиболее
благополучен в отношении религиозном. Храм по-прежнему наполняется
богомольцами, получающими духовное утешение в богослужении.
Они всегда со вниманием выслушивают слово Пастырскаго наставления,
горячо отзываются своим сердцем на нужды и страдания ближняго и в
отношении между собою проявляют братскую любовь и внимание...»
Попрощаться с отцом Николаем в храм Воскресения в Кадашах приезжал
Патриарх Тихон, свою проповедь он посвятил памяти настоятеля храма:
«Если бы все пастыри были такими, как покойный отец Николая Смирнов, —
никакие живоцерковники были бы невозможны».
Николай Смирнов (1868–1922 гг.), прозванный в народе «Кадашевским».
Он заслужил особую любовь православной Москвы своей неутомимой и
многообразной пастырской деятельностью.
При нём при храме было устроено сестричество, открыты богадельня,
детский приют, а во время Первой Мировой войны – два лазарета для раненых.
В целях принесения Божьего слова людям он не брезговал ходить
в прилегающие к Кадашам трактиры и там совершал вечерние богослужения.
Николай Смирнов организовал в своём храме всенародное пение, распустив
певчих и достиг того, что его народный хор стал первым в Москве по
организованности, стройности и совершенству.
Особую известность он получил за организацию многочисленных паломничеств
к Российским святыням, в которых принимали участие до двух тысяч человек.
После революции, защищая свой храм от разорения, он скончался
15 июня 1922 года поборником православной веры.
В своём послании к пастве 30 января 1921 года, которое сейчас хранится
в музее храма, отец Николай Смирнов писал: «Наш приход остался наиболее
благополучен в отношении религиозном. Храм по-прежнему наполняется
богомольцами, получающими духовное утешение в богослужении.
Они всегда со вниманием выслушивают слово Пастырскаго наставления,
горячо отзываются своим сердцем на нужды и страдания ближняго и в
отношении между собою проявляют братскую любовь и внимание...»
Попрощаться с отцом Николаем в храм Воскресения в Кадашах приезжал
Патриарх Тихон, свою проповедь он посвятил памяти настоятеля храма:
«Если бы все пастыри были такими, как покойный отец Николая Смирнов, —
никакие живоцерковники были бы невозможны».
В последующее время в Кадашевском храме служили замечательные священники:
прославленный в лике новомучеников протоиерей Илия Громогласов,
профессор Духовной Академии и Московского Университета, расстрелян
в 1937 году в Твери;
священномученик Александр Андреев – расстрелян в Сиблаге в 1937 году,
отец Василий Воскресенский – расстрелян в 1937 году;
трагически погибший в Кадашах отец Димитрий Карнеев – последний
священнослужитель Воскресенской церкви.
Неоднократно служил в Кадашевском храме и знаменитый московский старец,
ныне прославленный афонский иеросхимонах отец Аристоклий.
В разное время храм Воскресения Христова в Кадашах посещали ныне
прославленные святые – святитель Филарет (Дроздов), священномученик
митрополит Владимир (Богоявленский), преподобномученица великая
княгиня Елизавета Феодоровна, святой Патриарх Тихон, святитель Лука
(Войно-Ясенецкий), последний оптинский старец Никон (Беляев).
Храм был закрыт в конце 1934 года.
После этого в храме размещались различные государственные учреждения,
до 1977 года внутри храма помещался «спортивный клуб колбасной фабрики».
С севера от церковного двора располагался завод, где производились
плодовые консервы для «ограниченного» потребления.
прославленный в лике новомучеников протоиерей Илия Громогласов,
профессор Духовной Академии и Московского Университета, расстрелян
в 1937 году в Твери;
священномученик Александр Андреев – расстрелян в Сиблаге в 1937 году,
отец Василий Воскресенский – расстрелян в 1937 году;
трагически погибший в Кадашах отец Димитрий Карнеев – последний
священнослужитель Воскресенской церкви.
Неоднократно служил в Кадашевском храме и знаменитый московский старец,
ныне прославленный афонский иеросхимонах отец Аристоклий.
В разное время храм Воскресения Христова в Кадашах посещали ныне
прославленные святые – святитель Филарет (Дроздов), священномученик
митрополит Владимир (Богоявленский), преподобномученица великая
княгиня Елизавета Феодоровна, святой Патриарх Тихон, святитель Лука
(Войно-Ясенецкий), последний оптинский старец Никон (Беляев).
Храм был закрыт в конце 1934 года.
После этого в храме размещались различные государственные учреждения,
до 1977 года внутри храма помещался «спортивный клуб колбасной фабрики».
С севера от церковного двора располагался завод, где производились
плодовые консервы для «ограниченного» потребления.
В 1946-1966 годах известный специалист архитектор-реставратор
Галина Владимировна Алфёрова (1912-1986 гг.) занималась
восстановлением храма.
По её руководством была проведена тщательная реставрация,
восстановившая дореволюционный облик церкви.
Г. В. Алфёрова также является автором книги «Памятник русского
зодчества в Кадашах».
В 1964 году, после завершения реставрационных работ, здание храма
передали в аренду Всероссийскому художественно-научному реставрационному
центру (ВХНРЦ) имени академика И. Э. Грабаря.
Галина Владимировна Алфёрова (1912-1986 гг.) занималась
восстановлением храма.
По её руководством была проведена тщательная реставрация,
восстановившая дореволюционный облик церкви.
Г. В. Алфёрова также является автором книги «Памятник русского
зодчества в Кадашах».
В 1964 году, после завершения реставрационных работ, здание храма
передали в аренду Всероссийскому художественно-научному реставрационному
центру (ВХНРЦ) имени академика И. Э. Грабаря.
В 1992 году была образована приходская община храма Воскресения
Христова в Кадашах.
Настоятелем был назначен известный московский протоиерей Александр
Салтыков — профессор церковного искусства, декан факультета церковных
художеств Православного Свято-Тихоновского Университета, публицист.
Территория храма была полностью заброшена, верующие провели огромную
работу по расчистке территории от завалов и мусора.
Но сам храм занимал Реставрационный центр имени академика Грабаря,
который не собирался покидать помещений храма, занимаемые им более
полувека, несмотря на непрерывные обращения общины храма во все инстанции.
Несмотря на то, что Указом Президента РФ от 1993 года все церкви
передавались Русской Православной Церкви, Кадашевский храм так и
оставался не переданным приходу.
В течение 12 лет службы проходили в бывшем каретном сарае рядом с храмом.
В 1996 году, после почти пятилетнего периода, прошедшего со времени
образования общины, после невероятных усилий приходу было разрешено
войти в храм для совершения богослужений.
Христова в Кадашах.
Настоятелем был назначен известный московский протоиерей Александр
Салтыков — профессор церковного искусства, декан факультета церковных
художеств Православного Свято-Тихоновского Университета, публицист.
Территория храма была полностью заброшена, верующие провели огромную
работу по расчистке территории от завалов и мусора.
Но сам храм занимал Реставрационный центр имени академика Грабаря,
который не собирался покидать помещений храма, занимаемые им более
полувека, несмотря на непрерывные обращения общины храма во все инстанции.
Несмотря на то, что Указом Президента РФ от 1993 года все церкви
передавались Русской Православной Церкви, Кадашевский храм так и
оставался не переданным приходу.
В течение 12 лет службы проходили в бывшем каретном сарае рядом с храмом.
В 1996 году, после почти пятилетнего периода, прошедшего со времени
образования общины, после невероятных усилий приходу было разрешено
войти в храм для совершения богослужений.
Вплоть до 2004 года, когда по распоряжению президента, храм был передан
общине, службы проходили в «малом» храме преподобного Иова Почаевского,
который представляет собой бывший каретный сарай,
освященный под храм в середине 1990-х гг.
Передача основного здания храма верующим происходила с боем.
2 августа 2004 года приход вошел в притвор храма, чтобы совершить
молебен, после молебна прихожане закрыли доступ сотрудников
Реставрационного Центра к рабочим местам.
Территорию храма обтянули колючей проволокой и заперли ворота.
Далее потянулись недели разбирательств.
Община ежедневно совершала молебны и крестные ходы.
Через некоторое время ВХНРЦ заключил с приходом соглашение, что они
освободят храм как только им предоставят помещение, до тех же пор они
освобождали верующим только верхний храм.
Верующие направили прямое обращение к президенту РФ В. В. Путину,
в котором описывалась сложившаяся ситуация.
10 декабря 2004 г. совершилось торжество православия - первая Литургия
спустя ровно 70 лет после закрытия храма.
Помещение для переезда ВХНРЦ было выделено на улице Радио, однако
реставраторы не покидали храм еще долго — до конца 2006 года.
1 декабря 2006 года состоялось историческое событие — подписан акт о
передаче храма Воскресения Христова в Кадашах приходу Русской
Православной Церкви.
В акте передачи храма приняли участие настоятель храма протоиерей
Александр Салтыков, представитель Москомнаследия – Т. Д. Бажутина и
генеральный директор ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря — А. П. Владимиров.
4 декабря 2006 года, в день празднования введения во храм Пресвятой
Богородицы, состоялась первая литургия (начиная с 1996 г.) в
освобожденном нижнем храме.
В настоящее время на территории храма действуют две часовни:
в честь святых Царственных Мучеников и
в честь Почаевской иконы Божией Матери,
а также небольшая церковь в честь Иова Почаевского со звонницей.
Часовни и храм украшены копиями Византийских и древнерусских
росписей X-XVII вв.
общине, службы проходили в «малом» храме преподобного Иова Почаевского,
который представляет собой бывший каретный сарай,
освященный под храм в середине 1990-х гг.
Передача основного здания храма верующим происходила с боем.
2 августа 2004 года приход вошел в притвор храма, чтобы совершить
молебен, после молебна прихожане закрыли доступ сотрудников
Реставрационного Центра к рабочим местам.
Территорию храма обтянули колючей проволокой и заперли ворота.
Далее потянулись недели разбирательств.
Община ежедневно совершала молебны и крестные ходы.
Через некоторое время ВХНРЦ заключил с приходом соглашение, что они
освободят храм как только им предоставят помещение, до тех же пор они
освобождали верующим только верхний храм.
Верующие направили прямое обращение к президенту РФ В. В. Путину,
в котором описывалась сложившаяся ситуация.
10 декабря 2004 г. совершилось торжество православия - первая Литургия
спустя ровно 70 лет после закрытия храма.
Помещение для переезда ВХНРЦ было выделено на улице Радио, однако
реставраторы не покидали храм еще долго — до конца 2006 года.
1 декабря 2006 года состоялось историческое событие — подписан акт о
передаче храма Воскресения Христова в Кадашах приходу Русской
Православной Церкви.
В акте передачи храма приняли участие настоятель храма протоиерей
Александр Салтыков, представитель Москомнаследия – Т. Д. Бажутина и
генеральный директор ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря — А. П. Владимиров.
4 декабря 2006 года, в день празднования введения во храм Пресвятой
Богородицы, состоялась первая литургия (начиная с 1996 г.) в
освобожденном нижнем храме.
В настоящее время на территории храма действуют две часовни:
в честь святых Царственных Мучеников и
в честь Почаевской иконы Божией Матери,
а также небольшая церковь в честь Иова Почаевского со звонницей.
Часовни и храм украшены копиями Византийских и древнерусских
росписей X-XVII вв.
В подвале храма Иова Почаевского находится храм-усыпальница.
Здесь покоятся останки москвичей, а также останки монахов из
уничтоженных храмов и монастырей, переданные для
перезахоронения храму Воскресения Христова в Кадашах из:
московского Никитского мужского монастыря
(Большая Никитская ул., 7, основан в XVI в., закрыт в 1930-х гг.,
храмы разрушены, сейчас от монастыря остался только одни корпус келий);
храма Николы Большой Крест, XVII-XVIII вв. (снесён в 1933 г.);
храма Воскресения Словущего на Петровке, XII-XVII вв.;
храма Святой Троицы в Старых Полях, XV-XVIII вв. (снесён в 1934 г.);
Моисеевского женского монастыря
(основан при Иване Грозном на Манежной площади, в середине XVI в.,
упразднён в 1764 г.), найденные в ходе историко-археологического
исследования на Манежной площади в 1995 году;
погребения неизвестного храма XII-XIII вв., найденные под зданием
Центрального выставочного зала «Манеж»;
останки некрополя XVIII века Коломенской Ямской слободы;
останки русского первопечатника — диакона Ивана Фёдорова
с разорённого кладбища Онуфриева монастыря.
Святыни Храма:
чтимая икона преподобного Иова Почаевского XVII века с частицей мощей
Иова Почаевского,
поручи подвижника XX века препободного Амфилохия Почаевского,
частицы мощей мученика Евтропия Римского,
мощевик с частицами мощей костромских мучеников Смутного времени,
образ царя-мученика Николая, написанный на кирпиче из Ипатьевского
дома, в котором был расстрелян император Николай со своим семейством.
Здесь покоятся останки москвичей, а также останки монахов из
уничтоженных храмов и монастырей, переданные для
перезахоронения храму Воскресения Христова в Кадашах из:
московского Никитского мужского монастыря
(Большая Никитская ул., 7, основан в XVI в., закрыт в 1930-х гг.,
храмы разрушены, сейчас от монастыря остался только одни корпус келий);
храма Николы Большой Крест, XVII-XVIII вв. (снесён в 1933 г.);
храма Воскресения Словущего на Петровке, XII-XVII вв.;
храма Святой Троицы в Старых Полях, XV-XVIII вв. (снесён в 1934 г.);
Моисеевского женского монастыря
(основан при Иване Грозном на Манежной площади, в середине XVI в.,
упразднён в 1764 г.), найденные в ходе историко-археологического
исследования на Манежной площади в 1995 году;
погребения неизвестного храма XII-XIII вв., найденные под зданием
Центрального выставочного зала «Манеж»;
останки некрополя XVIII века Коломенской Ямской слободы;
останки русского первопечатника — диакона Ивана Фёдорова
с разорённого кладбища Онуфриева монастыря.
Святыни Храма:
чтимая икона преподобного Иова Почаевского XVII века с частицей мощей
Иова Почаевского,
поручи подвижника XX века препободного Амфилохия Почаевского,
частицы мощей мученика Евтропия Римского,
мощевик с частицами мощей костромских мучеников Смутного времени,
образ царя-мученика Николая, написанный на кирпиче из Ипатьевского
дома, в котором был расстрелян император Николай со своим семейством.
В 2004 году приход храма Воскресения Христова в Кадашах
вместе с настоятелем протоиереем Александром Салтыковым
стал инициатором создания приходского краеведческого
музея «Кадашевская слобода».
В основу коллекции музея легли уникальные археологические
находки, найденные на территории храма во время ремонтных
работ в 2003 году.
«Сорок сороков». Автор-составитель П. Г. Паламарчук. Том 2.
Москва, Астрель АСТ 2004 г.
Официальный сайт храма Воскресения Христова в Кадашах
7-8 декабря 2009 года в верхнем храме церкви Воскресения Христова
в Кадашах состоялись 6-е Кадашевские чтения
«МОСКВА И ПРАВОСЛАВНЫЕ ТРАДИЦИИ»
А. А. Клименко
«Публичные слушания. Генплан и москвичи»
Н. А. Филаткина
«Московский элизиум теней (из мартиролога Алексеевского монастыря)»
С. А. Малкин, ГИВЦ Минкультуры России
«Эпистолярное наследие митрополита Новгородского Амвросия (Победова)»
И. К. Заика
«Аспекты соблюдения международного законодательства в области охраны
Всемирного культурного наследия»
Е. В. Купцова
«Московский Епархиальный дом и его учредитель (или устроитель)
(о московском митрополите Владимире)»
М. В. Николаева
«Дворовладение иконописца Бронной слободы Филиппа Павлова в
Голутвенной слободе»
В. И. Соломонов
«Правовые аспекты защиты национального достояния»
Протоиерей Николай Скурат
«Почитание иконы Божией Матери «Нечаянная радость» в Москве
В. П. Пушков
«Книгораспределительная функция Приказа Тайных дел в 70-е годы XVII
века (на примере Московских церквей, монастырей и стрелецких полков)»
А. Поляков
«Деятельность протоиерея Николая Смирнова — последнего настоятеля
храма Воскресения в Кадашах»
Т. В. Качала
«Интернет-сайты православных приходов Москвы как средство
информационного обеспечения социально-педагогической деятельности»
В. А. Простов
«Родословная основательницы Скорбященского монастыря княжны
Александры Голицыной»
В. В. Калмыкова
«Организация научно-изыскательских и ремонтно-восстановительных работ
Свято-Троицкого храма — памятника истории культуры в бывшем имении
Аксаковых. Ульяновская область»
С. Я. Кузнецов
«Понимание Православного канона в архитектуре православного храма»
Протоиерей Александр Ильяшенко
«Патриотизм истинный и ложный»
В. А. Киприн
«Вознесенский монастырь в Кремле»
В. И. Новиков
«Проблема восстановлений русских литературных усадеб»
Д. А. Барченков
«Храм преподобного Серафима Саровского в городе Щёлково
Московской области»
А. И. Мелихова
«Современная ситуация на Пушкинской площади и её перспективы»
Н. Брусиловский
«Храм святителя Николая Чудотворца в Новой слободе
и его окружение: историко-краеведческий аспект»
Векслер и Пирогов
«Археологические исследования в Лефортовском парке»
Н. П. Магер
«Возрождение репрессированных московских храмов глазами
прихожанина (на примере храма Николы в Толмачах)»
Павлов
«О композиции в иконописи и монументальном православном искусстве»
С. Н. Чернышев
«Е. Г. Мамонтова — хозяйка Абрамцева»
Ю. В. Бирюков
«История и современное состояние константинопольского храма
Богородицы Липса (907 г.)»
В. И. Локтев
«Новое в истории художественных стилей»
вместе с настоятелем протоиереем Александром Салтыковым
стал инициатором создания приходского краеведческого
музея «Кадашевская слобода».
В основу коллекции музея легли уникальные археологические
находки, найденные на территории храма во время ремонтных
работ в 2003 году.
Исследователи установили, что вокруг церкви сохранился почти
весь комплекс Кадашевского государева двора в незначительно
перестроенном виде.
Был даже составлен проект образования здесь музейной зоны,
опубликованный в 1979 году в журнале «Наука и жизнь».
весь комплекс Кадашевского государева двора в незначительно
перестроенном виде.
Был даже составлен проект образования здесь музейной зоны,
опубликованный в 1979 году в журнале «Наука и жизнь».
Несмотря на это в последние годы храму Воскресения в Кадашах
пришлось активно бороться против варварской застройки шедевра
архитектуры и прилегающей к нему территории, которая может
привести к уничтожению этой заповедной зоны Москвы.
За период с 1992 по 2004 год заброшенные корпуса советского
производственного комбината, которые находятся на территории
федерального памятника, были приватизированы коммерческой фирмой
«Торгпродуктсервис».
пришлось активно бороться против варварской застройки шедевра
архитектуры и прилегающей к нему территории, которая может
привести к уничтожению этой заповедной зоны Москвы.
За период с 1992 по 2004 год заброшенные корпуса советского
производственного комбината, которые находятся на территории
федерального памятника, были приватизированы коммерческой фирмой
«Торгпродуктсервис».
Несмотря на то, что церковь окружают слободские дома XVII-XVIII вв.,
инвестор предложил выстроить непосредственно около храма
офисно-жилой комплекс «Пять столиц», состоящий из 3-6 этажных блоков
с подземной парковкой на 200 машин и ресторанов, который должен быть
расположен в цехе бывшего консервного завода непосредственно на
территории храма, в пяти метрах от алтаря.
инвестор предложил выстроить непосредственно около храма
офисно-жилой комплекс «Пять столиц», состоящий из 3-6 этажных блоков
с подземной парковкой на 200 машин и ресторанов, который должен быть
расположен в цехе бывшего консервного завода непосредственно на
территории храма, в пяти метрах от алтаря.
Не дожидаясь утверждения проекта, инвесторы начали сносить
строения, часть из которых являлись памятниками архитектуры, другие же
только были сняты с охраны.
Под угрозой сноса оказалась историческая застройка прилегающей к
храму территории: дом дьякона (первая четверть XIX века),
производственные корпуса с фасадами «кирпичного» стиля (конец XIX в.).
Палаты Оленевых (начало XVIII века), которым грозит варварская
«реконструкция», предполагающая лишь частичное сохранение стен.
Два с половиной года назад в 2006 году силами прихожан этот проект был
остановлен, а храм, как памятник архитектуры федерального значения,
получил паспорт, определяющий границы его территории.
На территории памятника запрещается любое строительство, кроме
реставрационного.
Несмотря на это летом 2009 года в связи с обсуждение нового генерального
плана Москвы проект строительства офисно-жилого центра возобновился.
Для этой постройки собираются снести ряд исторических зданий и закрыть
многоэтажными зданиями вид на красивейший храм Замоскворечья со всех сторон.
строения, часть из которых являлись памятниками архитектуры, другие же
только были сняты с охраны.
Под угрозой сноса оказалась историческая застройка прилегающей к
храму территории: дом дьякона (первая четверть XIX века),
производственные корпуса с фасадами «кирпичного» стиля (конец XIX в.).
Палаты Оленевых (начало XVIII века), которым грозит варварская
«реконструкция», предполагающая лишь частичное сохранение стен.
Два с половиной года назад в 2006 году силами прихожан этот проект был
остановлен, а храм, как памятник архитектуры федерального значения,
получил паспорт, определяющий границы его территории.
На территории памятника запрещается любое строительство, кроме
реставрационного.
Несмотря на это летом 2009 года в связи с обсуждение нового генерального
плана Москвы проект строительства офисно-жилого центра возобновился.
Для этой постройки собираются снести ряд исторических зданий и закрыть
многоэтажными зданиями вид на красивейший храм Замоскворечья со всех сторон.
27 сентября 2009 года состоялся крестный ход и молебен в
защиту от варварской застройки.
В своей проповеди протоиерей Александр Салтыков сказал:
На этом самом месте пять лет назад в 2004 году мы
молились о том, чтобы Господь помог вернуть нам храм,
храм был возвращен. А сейчас мы молимся о том, чтобы
Господь защитил наш храм, поскольку есть люди, которые хотят застроить
храм большими зданиями, а это моральное убийство памятника...».
защиту от варварской застройки.
В своей проповеди протоиерей Александр Салтыков сказал:
На этом самом месте пять лет назад в 2004 году мы
молились о том, чтобы Господь помог вернуть нам храм,
храм был возвращен. А сейчас мы молимся о том, чтобы
Господь защитил наш храм, поскольку есть люди, которые хотят застроить
храм большими зданиями, а это моральное убийство памятника...».
Силами организованного прихожанами Общества Ревнителей Православной
Культуры при храме проводятся общественные научно-практические конференции
«Кадашевские чтения», направленные на привлечение внимания
общественности к заботе о еще сохранившихся памятниках культуры,
обсуждения проблем сохранения культурного наследия.
Первые «Кадашевские чтения» состоялись 18 мая 2007 года,
7-8 декабря 2009 г. — 6-е «Кадашевские чтения»
Культуры при храме проводятся общественные научно-практические конференции
«Кадашевские чтения», направленные на привлечение внимания
общественности к заботе о еще сохранившихся памятниках культуры,
обсуждения проблем сохранения культурного наследия.
Первые «Кадашевские чтения» состоялись 18 мая 2007 года,
7-8 декабря 2009 г. — 6-е «Кадашевские чтения»
Музей «Кадашевская слобода» 115035, г. Москва, Кадашевский тупик, 2, стр. 6, метро «Третьяковская» Экскурсии проводятся каждое воскресенье, без предварительной договоренности и записи, в 13.00 и 15.00. Дополнительная информация по телефону: (495) 953-22-91 Храм Воскресения Христова в Кадашах 115035, г. Москва, 2-й Кадашевский пер., 7, метро «Третьяковская» Открыт ежедневно, с 10.00 до 17.00. (495) 953-13-19 (тел./факс), (495) 953-22-91Источники:
«Сорок сороков». Автор-составитель П. Г. Паламарчук. Том 2.
Москва, Астрель АСТ 2004 г.
Официальный сайт храма Воскресения Христова в Кадашах
7-8 декабря 2009 года в верхнем храме церкви Воскресения Христова
в Кадашах состоялись 6-е Кадашевские чтения
«МОСКВА И ПРАВОСЛАВНЫЕ ТРАДИЦИИ»
А. А. Клименко
«Публичные слушания. Генплан и москвичи»
Н. А. Филаткина
«Московский элизиум теней (из мартиролога Алексеевского монастыря)»
С. А. Малкин, ГИВЦ Минкультуры России
«Эпистолярное наследие митрополита Новгородского Амвросия (Победова)»
И. К. Заика
«Аспекты соблюдения международного законодательства в области охраны
Всемирного культурного наследия»
Е. В. Купцова
«Московский Епархиальный дом и его учредитель (или устроитель)
(о московском митрополите Владимире)»
М. В. Николаева
«Дворовладение иконописца Бронной слободы Филиппа Павлова в
Голутвенной слободе»
В. И. Соломонов
«Правовые аспекты защиты национального достояния»
Протоиерей Николай Скурат
«Почитание иконы Божией Матери «Нечаянная радость» в Москве
В. П. Пушков
«Книгораспределительная функция Приказа Тайных дел в 70-е годы XVII
века (на примере Московских церквей, монастырей и стрелецких полков)»
А. Поляков
«Деятельность протоиерея Николая Смирнова — последнего настоятеля
храма Воскресения в Кадашах»
Т. В. Качала
«Интернет-сайты православных приходов Москвы как средство
информационного обеспечения социально-педагогической деятельности»
В. А. Простов
«Родословная основательницы Скорбященского монастыря княжны
Александры Голицыной»
В. В. Калмыкова
«Организация научно-изыскательских и ремонтно-восстановительных работ
Свято-Троицкого храма — памятника истории культуры в бывшем имении
Аксаковых. Ульяновская область»
С. Я. Кузнецов
«Понимание Православного канона в архитектуре православного храма»
Протоиерей Александр Ильяшенко
«Патриотизм истинный и ложный»
В. А. Киприн
«Вознесенский монастырь в Кремле»
В. И. Новиков
«Проблема восстановлений русских литературных усадеб»
Д. А. Барченков
«Храм преподобного Серафима Саровского в городе Щёлково
Московской области»
А. И. Мелихова
«Современная ситуация на Пушкинской площади и её перспективы»
Н. Брусиловский
«Храм святителя Николая Чудотворца в Новой слободе
и его окружение: историко-краеведческий аспект»
Векслер и Пирогов
«Археологические исследования в Лефортовском парке»
Н. П. Магер
«Возрождение репрессированных московских храмов глазами
прихожанина (на примере храма Николы в Толмачах)»
Павлов
«О композиции в иконописи и монументальном православном искусстве»
С. Н. Чернышев
«Е. Г. Мамонтова — хозяйка Абрамцева»
Ю. В. Бирюков
«История и современное состояние константинопольского храма
Богородицы Липса (907 г.)»
В. И. Локтев
«Новое в истории художественных стилей»
Куда стоит пойти в Москве в выходные
Измайлово >>>
Посёлок «Сокол» >>>
Поклонная гора >>>
Что интересного посмотреть в Москве
Все памятники Москвы >>>
Дом Моссельпрома >>>
Рогожский старообрядческий посёлок >>>
Московские музеи
Все музеи Москвы >>>
Музей-квартира Ф. М. Достоевского >>>
Дом-музей М. Ю. Лермонтова >>>
Другие достопримечательности Москвы >>>
Измайлово >>>
Посёлок «Сокол» >>>
Поклонная гора >>>
Что интересного посмотреть в Москве
Все памятники Москвы >>>
Дом Моссельпрома >>>
Рогожский старообрядческий посёлок >>>
Московские музеи
Все музеи Москвы >>>
Музей-квартира Ф. М. Достоевского >>>
Дом-музей М. Ю. Лермонтова >>>
Другие достопримечательности Москвы >>>