Достопримечательности Москвы > Вокзалы Москвы
Вокзалы Москвы

Вокзалы Москвы
В Москве имеется девять действующих железнодорожных вокзалов.
С трёх из них осуществляется движение электропоездов-«Аэроэкспрессов»:
с Киевского вокзала — до аэропорта «Внуково»,
с Павелецкого вокзала — до аэропорта «Домодедово»,
с Савёловского вокзала — до аэропорта «Шереметьево» (электричка
доходит до г. Лобни, далее — пересадка на автобусы).
Четвёртый вокзал — Белорусский — откроет прямое железнодорожное
сообщение с аэропортом «Шереметьево» 28 августа 2009 года.
Стоимость проезда на электричке составит 250 рублей.
При этом электрички с Савёловского вокзала до аэропорта «Шереметьево»
по-прежнему будут идти до Лобни.
На семь вокзалов из 9-ти можно добраться по Кольцевой линии
московского метрополитена:
на Белорусский вокзал — метро «Белорусская»,
на Казанский вокзал — метро «Комсомольская»,
на Ленинградский вокзал — метро «Комсомольская»,
на Ярославский вокзал — метро «Комсомольская»,
на Павелецкий вокзал — метро «Павелецкая»,
на Курский вокзал — метро «Курская»,
на Киевский вокзал — метро «Киевская».
На Рижский и Савёловский вокзалы можно добраться через одноимённые
радиальные станции метро — «Рижская» и «Савёловская» соответственно.
Наиболее загруженные вокзалы — Курский, Казанский, Киевский.
Наименее — Рижский и Савёловский, в связи с чем у властей
периодически возникают планы по их упразднению.
Белорусский вокзал

(кольцевая линия), метро «Белорусская» (Замоскворецкая линия)
Белорусский вокзал открыт 19 сентября 1870 году на площади
Тверская застава, перестроен — в 1903-1912 гг. (инженер И. И. Струков),
реконструирован в 1976 году.
Вокзал неоднократно менял название.
С момента открытия до 1871 года имел название «Смоленский вокзал».
В ноябре 1871 года был переименован и до 1912 года назывался
«Брестский вокзал».
С 4 мая 1912 года до конца 1917 года — «Александровский вокзал»,
затем — до 1922 года снова «Брестский вокзал».
В августе 1922 года переименован в «Белорусско-Балтийский вокзал».
С мая 1936 года именуется — «Белорусский вокзал».
Белорусский вокзал обслуживает:
поезда дальнего следования западного и юго-западного направлений
России, и, после перевода Савёловского вокзала исключительно на
обслуживание пригородных поездов — один поезд северного (по
Савёловской ветке, на Рыбинск);
поезда дальнего следования в зарубежье (международное направление):
Берлин, Берн, Брест, Брюссель, Белосток, Варшава, Вильнюс, Вюнсдорф,
Гомель, Гродно, Женева, Калининград, Каунас, Кельн, Копенгаген,
Мадрид, Мальме, Минск, Могилев;
пригородные поезда (электрички) Белорусского направления Московской
железной дороги (МЖД) до конечных остановок Вязьма, Усово,
Звенигород, и транзитные электропоезда Савёловского и Курского
направлений.
28 августа 2009 года откроется прямое железнодорожное сообщение
между Белорусским вокзалом и аэропортом «Шереметьево».
Всего за 35 минут с Белорусского вокзала можно будет добраться до
аэропорта «Шереметьево» электричками «Аэроэкспресс».
Стоимость поездки составит 250 рублей.
Вход в терминал «Аэроэкспресс» на Белорусском вокзале — через
подъезды №3 и №4.
При этом — электрички с Савёловского вокзала до аэропорта «Шереметьево»
по-прежнему будут идти до г. Лобни, где пассажиры пересаживаются
на автобусы до аэропорта.
Службы Белорусского вокзала:
(499) 973-85-57 (дежурный по Белорусскому вокзалу),
(499) 973-22-38 (стол зыбытых вещей),
(499) 973-89-26 (багажное отделение вокзала).
Узнать о расписании поездов, наличие мест, стоимости железнодорожных
билетов можно в справочной службе Белорусского вокзала:
(495) 251-60-93,
(499) 973-81-91,
(495) 266-03-00 (круглосуточно).

метро «Комсомольская» (Сокольническая линия)
Вокзал действует с 1862 года.
До 1913 года имел название «Рязанский вокзал».
Современное здание Казанского вокзала на Комсомольской площади
построено в 1940 году.
Архитекторы: А. В. Щусев, А. В. Снигарёв, И. А. Голосов,
В. Д. Кокорин, Н. Я. Тамонькин и др.
Казанский вокзал обслуживает:
скорые и пассажирские поезда дальнего следования южного, восточного,
юго-восточного направлений России, Казахстана и Средней Азии,
а также пригородные поезда (электрички) в двух направлениях —
на Муром (восточное направление) и на Рязань (юго-восточное
направление).
Казанский вокзал связывает Москву с городами Поволжья, Урала, Сибири,
отсюда отправляются поезда, следующие в Рязань, Нижний Новгород,
Воронеж, Казань, Анапу, Самару, Пензу, Челябинск, Уфу и др.
Пригородные электрички с Казанского вокзала следуют до станций:
Люберцы, Егорьевск, Шатура, Отдых (г. Жуковский), Раменское,
Воскресенск, Коломна, Рязань и др.
Службы Казанского вокзала:
(495) 266-35-94 (стол зыбытых вещей, 13 окно),
(495) 266-21-09 (багажное отделение),
(495) 266-21-84 (багажное отделение),
(495) 266-21-49 (багажная касса),
(495) 266-25-20 (камера хранения),
(495) 266-35-94 (камера хранения).
Узнать о расписании поездов, наличие мест, стоимости железнодорожных
билетов можно в справочной службе Казанского вокзала:
(499) 264-66-56,
(495) 266-23-00,
(499) 264-65-56 (круглосуточно).

метро «Киевская» (Арбатско-Покровской линии),
метро «Киевская» (Филёвской линии)
Киевский вокзал спроектировал и построил в 1913-1917 гг. инженер
И. И. Рерберг, при участии известного архитектора В. К. Олтаржевского.
До 1934 года имел название «Брянский вокзал».
Киевский вокзал обслуживает:
скорые и пассажирские поезда, следующие на Брянск, далее на Киев,
оттуда — в другие крупные города Украины;
электрички (пригородные поезда) на Солнечную, Лесной городок,
Апрелевку, Бекасово, Кресты, Нару (Наро-Фоминск), Малоярославец,
Калугу-1, Калугу-2, а также — экспрессы до аэропорта «Внуково» и
Калуги.
Службы Киевского вокзала:
(499) 240-73-39 (дежурный по Киевскому вокзалу),
(499) 240-75-42 (багажное отделение),
(499) 240-79-85 (камера хранения),
(499) 240-79-85 (стол находок).
Узнать о расписании поездов, наличие мест, стоимости железнодорожных
билетов можно в справочной службе Киевского вокзала:
(499) 240-04-15,
(499) 240-11-15,
(499) 240-70-71 (круглосуточно).

метро «Курская» (Арбатско-Покровской линии),
метро «Чкаловская» (Люблинская линия)
Вокзал построен в 1896 году (архитектор Н. П. Орлов).
Первое время имел название «Курско-Нижегородский вокзал»,
так как в правом крыле размещался пассажирский вокзал Нижегородской
железной дороги.
Вокзал был реконструирован в 1938 году (архитектор Г. И. Волошинов).
Современное здание Курского вокзала возведено 1972 году (главный
архитектор Г. И. Волошинов).
Курский вокзал обслуживает:
скорые и пассажирские поезда дальнего следования юго-западного и
южного направлений России, ближнее зарубежье;
а также пригородные электропоезда (электрички) в двух основных
направлениях: Курском и Горьковском.
В Курском направлении электрички следуют в южном направлении на
Царицыно, Бутово, Подольск, Львовскую, Столбовую, Чехов, Серпухов,
Тарусскую, Тулу,
экспрессы — на Тулу и Орёл,
скорые поезда — на Орёл, Курск, Белгород, Харьков, города
юго-восточной Украины и Крыма, а также окружным путем через
Харьков — на Ростов-на-Дону, города Северного Кавказа и российского
Черноморского побережья.
В Горьковском направлении электрички следуют в восточном направлении
на Реутово, Балашиху, Железнодорожную, Фрязево, Ногинск, Захарово,
Павловский Посад, Электрогорск, Крутое, Петушки, Владимир,
экспрессы — на Владимир, Орехово-Зуево,
скорые поезда — на Нижний Новгород.
Службы Курского вокзала:
(495) 266-53-45 (дежурный по Курскому вокзалу),
(495) 266-54-70 (стол зыбытых вещей),
(495) 266-52-43 (багажное отделение).
Узнать о расписании поездов, наличие мест, стоимости железнодорожных
билетов можно в справочной службе Курского вокзала:
(495) 917-31-52,
(495) 916-20-03,
(495) 266-53-10 (круглосуточно).

метро «Комсомольская» (Сокольническая линия)
Построен в 1844-1849 гг. на Каланчёвской (ныне — Комсомольской)
площади архитектором К. А. Тоном для Петербургско-Московской железной
дороги; является точной копией Московского вокзала в Петербурге.
Интерьер Ленинградского вокзала был заново обновлен в 1948-1950 гг.
по проекту А. Н. Душкина.
Реконструирован в 1977 году с сохранением внешнего облика.
Ленинградский вокзал неоднократно менял названия.
До 1924 имел название «Николаевский вокзал», в 1924-1937 гг. —
«Октябрьский вокзал», с 1937 г. — «Ленинградский вокзал».
В июле 2009 года на несколько часов был вновь переименован в
«Николаевский вокзал».
Ленинградский вокзал обслуживает:
поезда, следующие в Санкт-Петербург (две трети всех отправлений),
Великий Новгород, Мурманск, Петрозаводск, Хельсинки, Таллин и др.;
пригородные электрички до Крюково (г. Зеленоград), Подсолнечной
(г. Солнечногорск), Клина, Конаково, Твери.
Службы Ленинградского вокзала:
(495) 262-91-43 (дежурный по вокзалу),
(495) 262-98-76 (багажное отделение).
Узнать о расписании поездов, наличие мест, стоимости железнодорожных
билетов можно в справочной службе Ленинградского вокзала:
(495) 262-91-43 (круглосуточно).

метро «Павелецкая» (Замоскворецкая линия)
Вокзал открыт 1 сентября 1900 года и получил название «Саратовский
вокзал».
После Великой Отечественной войны вокзал стал «Павелецким вокзалом».
Павелецкий вокзал обслуживает:
поезда, связывающую столицу со Средним и Нижним Поволжьем,
Казахстаном, Средней Азией, Кавказом;
пригородные электропоезда до аэропорта «Домодедово» («Аэроэкспресс»)
и по Павелецкому направлению до станции Узуново.
Службы Павелецкого вокзала:
(495) 235-12-14 (дежурный по вокзалу),
(495) 235-69-19 (камера хранения),
(495) 235-69-19 (стол находок),
(495) 235-91-05 (багажное отделение).
Узнать о расписании поездов, наличие мест, стоимости железнодорожных
билетов можно в справочной службе Павелецкого вокзала:
(495) 235-05-22,
(495) 235-68-07,
(495) 950-37-00 (круглосуточно).

Виндавский вокзал был открыт 11 сентября 1901 года.
Построен по проекту петербургского архитектора С. А. Бржозовского,
автора Витебского вокзала Санкт-Петербурга.
Вокзал неоднократно менял свои названия — до 1930 года имел
название «Виндавский вокзал», до 1942 года — «Балтийский вокзал»,
до 1946 года — «Ржевский вокзал», и, наконец, с 1946 г. — «Рижский».
Рижский вокзал обслуживает:
всего два поезда дальнего следования: на Ригу (через Ржев) и на
Великие Луки;
пригородные электрички до станций: Дедовск, Волоколамск,
Новоиерусалимская (город Истра), Румянцево, Нахабино, Шаховская и др.
Имеется пересадка на железнодорожные платформы «Рижская» (Октябрьской
железной дороги) и «Ржевская».
Перейдя по подземному переходу площадь Рижского вокзала можно
попасть на станцию метро «Рижская».
Службы Рижского вокзала:
(495) 266-81-72 (дежурный по Рижскому вокзалу),
(495) 266-81-30 (багажное отделение),
(495) 631-06-51 (контейнерные перевозки — в будни),
(495) 266-85-88 (контейнерные перевозки — в выходные дни),
(495) 266-62-30 (камера хранения),
(495) 266-62-30 (стол находок).
Узнать о расписании поездов, наличие мест, стоимости железнодорожных
билетов можно в справочной службе Рижского вокзала:
(495) 631-15-88,
(495) 266-85-12 (круглосуточно).

Савёловский вокзал построен в 1897-1902 годах под руководством
инженера А. С. Сумарокова и назывался «Бутырским вокзалом».
В 1987-1992 годах здание Савёловского вокзала было реконструировано
и расширено под руководством Я. В. Шамрая.
Савёловский вокзал единственный из 9-ти железнодорожных вокзалов
Москвы, обслуживающий только пригородные электропоезда, причём
часть поездов идут на Белорусское направление.
От Савёловского вокзала отправляются электропоезда до Дубны
(туда курсирует также электропоезд-экспресс с остановками в
Большой Волге и Дмитрове) и Савёлово (Кимры), по пути их
следования — Долгопрудный, Лобня, Дмитров, Талдом и т. д.
Часть территории Савёловского вокзала превращена в терминал
компании «Аэроэкспресс», занимающейся доставкой пассажиров в
аэропорт «Шереметьево».
Службы Савёловского вокзала:
(495) 266-85-16 доб. 55-15 (дежурный по вокзалу).
Узнать о расписании поездов, наличие мест, стоимости билетов можно
в справочной службе Савёловского вокзала:
(499) 973-84-82,
(495) 266-85-36 доб. 57-07 (с 08.00 до 20.00),
(495) 266-89-61 (круглосуточно).

метро «Комсомольская» (Сокольническая линия)
Небольшой вокзал был открыт в 1862 году и до 1870 года имел название
«Троицкий вокзал».
В 1906-1907 гг. вокзал был заменён новым, выполненным по проекту
и под руководством известного архитектора Ф. О. Шехтеля.
В 1965-1966 годах была произведена реконструкция Ярославского
вокзала — со стороны перрона пристроено помещение со сплошной
стеклянной стеной, заново выполнены интерьеры (архитекторы
А. Кулагин, Г. Матохина).
Ярославский вокзал обслуживает:
поезда, связывающие Москву с районами Севера, Урала, Сибири,
Дальнего Востока (здесь начинается самая длинная в мире
железнодорожная магистраль Москва-Владивосток, длина 9302 км),
а также — со столицами Китая, Монголии, КНДР.
Ярославский вокзал принимает часть пассажиропотока Горьковского
направления Курского вокзала по соединительной ветке Фрязево-Мытищи.
Имеется пересадка на железнодорожную платформу «Каланчёвская».
С 14 февраля 2004 года с Ярославского вокзала отправляются
скоростные электропоезда «Экспресс-Спутник» до подмосковного
города Мытищи, и благодаря чему время в пути сократилось до 18 минут.
Службы Ярославского вокзала:
(495) 266-93-20 (дежурный по вокзалу),
(495) 266-61-23 (багажное отделение),
(495) 266-83-10 (камера хранения),
(495) 266-83-10 (стол находок).
Узнать о расписании поездов, наличие мест, стоимости железнодорожных
билетов можно в справочной службе Ярославского вокзала:
(495) 921-08-17,
(495) 921-59-14,
(495) 266-63-00 (круглосуточно).