Достопримечательности Москвы > Крутицкое Патриаршее подворье
Крутицкое подворье
Крутицкое Патриаршее подворье
Крутицкая улица, 13, 4А, метро «Пролетарская», «Крестьянская застава»
Предание об основании монастыря на Крутицах
Подворье Сарайских и Подонских епископов
Перенесение кафедры Сарских и Подонских митрополитов в Москву.
Возникновение Крутицкой епархии
Расцвет Крутицкого подворья
Упразднение Крутицкого подворья и превращение его в Крутицкие казармы
Крутицы после революции 1917 года
Возвращение Крутицкого подворья церкви
Архитектурные памятники Крутицкого подворья
Успенский кафедральный собор с нижней церковью Петра и Павла
Митрополичья палата
Святые врата с надвратным теремком
Воскресенская церковь
Где находится
Предание об основании монастыря на Крутицах
Крутицкое подворье по праву называют «замечательным явлением
древнерусской архитектуры».
Оно расположено на юго-востоке столицы на левом берегу Москва-реки.
Крутицами называлось древнее московское урочище, расположенное на
возвышенностях на левом крутом (отсюда и название) берегу Москва-реки,
проходивших от реки Яузы вплоть до урочища Симоново приблизительно
в трёх километрах от Кремля вниз по течению Москва-реки.
Этот район уникален тем, что здесь недалеко друг от друга находятся
три древнейших московских монастыря:
Новоспасский, Симонов и Крутицкое подворье.
Крутицкое подворье — одно из самых древних московских церковных подворий.
В древности оно омывалось с трёх сторон водой.
С севера и юга здесь протекали небольшой ручей и река, впоследствии
названные Подоном и Сарой.
Речка Сара в XIX веке была заключена в трубу и на её месте проложен
Саринский проезд.
В «Сказании о зачатии царствующего града Москвы и Крутицкой епископии»
говорится о том, как святой благоверный князь Даниил Московский решил
поставить свой двор на Крутицах, но отшельник, живший там, отговорил
князя, предсказав, что на Крутицах будут храм и монастырь.
По преданию, первый Успенский храм на Крутицах был возведён по
желанию князя Даниила Московского в 1272 году, и при нём устроен монастырь.
После князь Даниил даровал Крутицкий монастырь под подворье
Сарайских епископов.
Подворье Сарайских и Подонских епископовдревнерусской архитектуры».
Оно расположено на юго-востоке столицы на левом берегу Москва-реки.
Крутицами называлось древнее московское урочище, расположенное на
возвышенностях на левом крутом (отсюда и название) берегу Москва-реки,
проходивших от реки Яузы вплоть до урочища Симоново приблизительно
в трёх километрах от Кремля вниз по течению Москва-реки.
Этот район уникален тем, что здесь недалеко друг от друга находятся
три древнейших московских монастыря:
Новоспасский, Симонов и Крутицкое подворье.
Крутицкое подворье — одно из самых древних московских церковных подворий.
В древности оно омывалось с трёх сторон водой.
С севера и юга здесь протекали небольшой ручей и река, впоследствии
названные Подоном и Сарой.
Речка Сара в XIX веке была заключена в трубу и на её месте проложен
Саринский проезд.
В «Сказании о зачатии царствующего града Москвы и Крутицкой епископии»
говорится о том, как святой благоверный князь Даниил Московский решил
поставить свой двор на Крутицах, но отшельник, живший там, отговорил
князя, предсказав, что на Крутицах будут храм и монастырь.
По преданию, первый Успенский храм на Крутицах был возведён по
желанию князя Даниила Московского в 1272 году, и при нём устроен монастырь.
После князь Даниил даровал Крутицкий монастырь под подворье
Сарайских епископов.
Монастырь «святой Богородицы на Крутицах» впервые упомянут в духовной
грамоте великого князя Иоанна Даниловича Красного (конец 1358 г.) и
в завещании его сына Дмитрия Донского (1372 г.).
Со времени своего основания монастырь имел особый статус подворья
епископов Сарских (Сарайских) и Подонских во время их пребывания в Москве.
Рядом с ним проходила Николо-Угрешская дорога, по которой московские
князья ездили в Золотую Орду.
В 1261 году митрополит Киевский и всея Руси Кирилл II учредил в столице
Золотой Орды городе Сарае православную Сарайскую епархию.
По версии церковных историков (митрополит Платон, архиепископ Филарет,
митрополит Макарий), святой благоверный князь Александр Невский
ходатайствовал к хану о позволении устроить в столице Золотой Орды
городе Сарае пребывание епископа для окормления православного населения,
оказавшегося на территории, захваченной завоевателями во время
татаро-монгольского нашествия (в Поволжье и на Северном Кавказе).
По другой версии (академик Е. Е. Голубинский) — сам хан потребовал у
митрополита учреждения кафедры, дабы иметь своими представителями
не простых священников русского духовенства, а епископов.
Сарайские епископы пребывали при ханах, проживали в их столице и
сопровождали их во время кочевий по степи.
Они духовно окормляли русских пленников, а также всех православных,
оказавшихся в Золотой Орде по своим надобностям: князей, княжеских
посланников, купцов.
Они могли выполнять важную дипломатическую роль, извещая русских
митрополитов и великих князей о всём, происходившем в Орде.
Духовенство Сарайской епархии осуществляло миссионерскую деятельность и
среди татар.
Епископам Сарайским ханы дозволяли обращать татар в христианство и
такие обращения имели место.
В XIV веке к ведению Сарайской епархии были присоединены земли по Дону,
и она стала называться Сарайской и Подонской.
Перенесение кафедры Сарских и Подонских митрополитов в Москву.грамоте великого князя Иоанна Даниловича Красного (конец 1358 г.) и
в завещании его сына Дмитрия Донского (1372 г.).
Со времени своего основания монастырь имел особый статус подворья
епископов Сарских (Сарайских) и Подонских во время их пребывания в Москве.
Рядом с ним проходила Николо-Угрешская дорога, по которой московские
князья ездили в Золотую Орду.
В 1261 году митрополит Киевский и всея Руси Кирилл II учредил в столице
Золотой Орды городе Сарае православную Сарайскую епархию.
По версии церковных историков (митрополит Платон, архиепископ Филарет,
митрополит Макарий), святой благоверный князь Александр Невский
ходатайствовал к хану о позволении устроить в столице Золотой Орды
городе Сарае пребывание епископа для окормления православного населения,
оказавшегося на территории, захваченной завоевателями во время
татаро-монгольского нашествия (в Поволжье и на Северном Кавказе).
По другой версии (академик Е. Е. Голубинский) — сам хан потребовал у
митрополита учреждения кафедры, дабы иметь своими представителями
не простых священников русского духовенства, а епископов.
Сарайские епископы пребывали при ханах, проживали в их столице и
сопровождали их во время кочевий по степи.
Они духовно окормляли русских пленников, а также всех православных,
оказавшихся в Золотой Орде по своим надобностям: князей, княжеских
посланников, купцов.
Они могли выполнять важную дипломатическую роль, извещая русских
митрополитов и великих князей о всём, происходившем в Орде.
Духовенство Сарайской епархии осуществляло миссионерскую деятельность и
среди татар.
Епископам Сарайским ханы дозволяли обращать татар в христианство и
такие обращения имели место.
В XIV веке к ведению Сарайской епархии были присоединены земли по Дону,
и она стала называться Сарайской и Подонской.
Возникновение Крутицкой епархии
К середине XV века могущество Золотой Орды ослабело.
В 1454 году при митрополите Московском и всея Руси Ионе в правление
Василия Тёмного епископ Сарский и Подонский Вассиан перенёс свою
кафедру из города Сарая в Крутицкое подворье, он же стал первым
епископом Крутицким.
В результате чего центр Сарайской епархии переместился в Москву на
Крутицы, где раньше Сарайские епископы пребывали лишь временно,
а сами епископы Сарские и Подонские стали ближайшими помощниками
Митрополитов Московских и Всея Руси в делах церковного управления.
После переноса резиденции Сарайских епископов на Крутицы территория
Сарайской епархии была разделена между соседними епархиями.
К 1492 году образовалась самостоятельная Крутицкая епархия с сохранением
из уважения к древности архиерейского титула «епископ Сарский и Подонский».
Во время своего расцвета Крутицкая епархия была одной из крупнейших в России
и занимала территорию, равную по масштабам Франции.
В неё входили почти все города Калужской епархии (кроме Калуги), города
Тульской епархии (Белев, Одоев и др.), Смоленской (Вязьма, Гжатск),
Московской (Звенигород и значительная часть Московского уезда).
В епархии состояло 15 мужских и 2 женских монастыря, в том числе
Козельская Оптина пустынь, Можайский Лужнецкий монастырь, московские
Данилов и Покровский монастыри.
В 1454 году при митрополите Московском и всея Руси Ионе в правление
Василия Тёмного епископ Сарский и Подонский Вассиан перенёс свою
кафедру из города Сарая в Крутицкое подворье, он же стал первым
епископом Крутицким.
В результате чего центр Сарайской епархии переместился в Москву на
Крутицы, где раньше Сарайские епископы пребывали лишь временно,
а сами епископы Сарские и Подонские стали ближайшими помощниками
Митрополитов Московских и Всея Руси в делах церковного управления.
После переноса резиденции Сарайских епископов на Крутицы территория
Сарайской епархии была разделена между соседними епархиями.
К 1492 году образовалась самостоятельная Крутицкая епархия с сохранением
из уважения к древности архиерейского титула «епископ Сарский и Подонский».
Во время своего расцвета Крутицкая епархия была одной из крупнейших в России
и занимала территорию, равную по масштабам Франции.
В неё входили почти все города Калужской епархии (кроме Калуги), города
Тульской епархии (Белев, Одоев и др.), Смоленской (Вязьма, Гжатск),
Московской (Звенигород и значительная часть Московского уезда).
В епархии состояло 15 мужских и 2 женских монастыря, в том числе
Козельская Оптина пустынь, Можайский Лужнецкий монастырь, московские
Данилов и Покровский монастыри.
Для управления епархией при архиерейском доме на Крутицах была
создана особая канцелярия, где заседали дьяки, подъячие и писари.
Епископы Сарские и Подонские принимали участие во всех архиерейских
хиротониях, во всех церковных соборах и крупных московских торжествах.
Согласно решению Стоглавого собора 1551 года в случае болезни
московского митрополита его судебные функции должен был осуществлять
епископ Сарский и Подонский.
По кончине Патриарха, вплоть до избрания нового Предстоятеля Русской
Православной Церкви, Крутицкие митрополиты становились местоблюстителями
патриаршего престола, а под их управление временно переходила Москва.
Расцвет Крутицкого подворьясоздана особая канцелярия, где заседали дьяки, подъячие и писари.
Епископы Сарские и Подонские принимали участие во всех архиерейских
хиротониях, во всех церковных соборах и крупных московских торжествах.
Согласно решению Стоглавого собора 1551 года в случае болезни
московского митрополита его судебные функции должен был осуществлять
епископ Сарский и Подонский.
По кончине Патриарха, вплоть до избрания нового Предстоятеля Русской
Православной Церкви, Крутицкие митрополиты становились местоблюстителями
патриаршего престола, а под их управление временно переходила Москва.
Расцвет Крутицкого подворья приходится на XVII век и связан с именем
митрополита Сарского и Подонского Павла II (1664-1676 гг.).
При нём в Подворье развернулась активная строительная деятельность.
В 1655 году сооружены двухэтажные Митрополичьи палаты.
В 1667-1689 гг. возведён новый Успенский собор.
На подклете древнего Успенского собора (XV века) в 1672-1675 гг.
возвели Крестовую палату (в 1760-е гг. перестроена в церковь
Воскресения Словущего).
В 1693-1694 гг. были сооружёны двухпролётные Святые врата с теремком.
Из окон Крутицкого теремка митрополиты благословляли народ,
собравшийся на площади, а также раздавали милостыню нищим.
митрополита Сарского и Подонского Павла II (1664-1676 гг.).
При нём в Подворье развернулась активная строительная деятельность.
В 1655 году сооружены двухэтажные Митрополичьи палаты.
В 1667-1689 гг. возведён новый Успенский собор.
На подклете древнего Успенского собора (XV века) в 1672-1675 гг.
возвели Крестовую палату (в 1760-е гг. перестроена в церковь
Воскресения Словущего).
В 1693-1694 гг. были сооружёны двухпролётные Святые врата с теремком.
Из окон Крутицкого теремка митрополиты благословляли народ,
собравшийся на площади, а также раздавали милостыню нищим.
Теремок и Святые врата облицованы многоцветными поливными изразцами
работы «государева ценинных дел мастера Степана Иванова Полубеса».
Строительные работы велись под наблюдением выдающегося московского
зодчего XVII века Осипа Старцева и каменных дел мастера Лариона Ковалёва.
О Крутицком теремке москвовед П. В. Сытин восхищённо писал:
«Крутицкий теремок является замечательным памятником русского народного
искусства. В его декоративном убранстве ажурная каменная резьба
изумительно сочетается с красочной облицовкой изразцами.
Поражаешься мастерству народных художников! Со времени постройки
теремка минуло свыше двух с половиной веков, а его изразцовый убор
также ярок и живописен, словно только вчера вышел из рук мастера».
Крытые переходы соединяют Успенский собор с Теремком и
с Митрополичьими палатами.
В восточной части подворья был устроен сад с фонтанами — один из
первых декоративных садов Москвы. К саду примыкал небольшой огород.
Митрополит Павел основал здесь учёное братское просветительское
общество и богословскую школу.
При нём в подворье проводилась работа по переводу книг священного
писания с греческого языка на русский, причём, митрополит Павел был
назначен Собором надзирать за исправлением текста славянской Библии
монахом Епифанием Славинецким.
В 1612 году во время нашествия поляков Крутицы были разграблены.
В Смутное время Успенский собор играл роль главного кафедрального
собора страны (вместо Успенского собора Московского Кремля,
который находился в руках поляков).
Здесь в июле 1612 года ополченцы Минина и Пожарского клялись крестным
целованием освободить Москву от иноземных захватчиков.
Упразднение Крутицкого подворья и превращение его в Крутицкие казармы
работы «государева ценинных дел мастера Степана Иванова Полубеса».
Строительные работы велись под наблюдением выдающегося московского
зодчего XVII века Осипа Старцева и каменных дел мастера Лариона Ковалёва.
О Крутицком теремке москвовед П. В. Сытин восхищённо писал:
«Крутицкий теремок является замечательным памятником русского народного
искусства. В его декоративном убранстве ажурная каменная резьба
изумительно сочетается с красочной облицовкой изразцами.
Поражаешься мастерству народных художников! Со времени постройки
теремка минуло свыше двух с половиной веков, а его изразцовый убор
также ярок и живописен, словно только вчера вышел из рук мастера».
Крытые переходы соединяют Успенский собор с Теремком и
с Митрополичьими палатами.
В восточной части подворья был устроен сад с фонтанами — один из
первых декоративных садов Москвы. К саду примыкал небольшой огород.
Митрополит Павел основал здесь учёное братское просветительское
общество и богословскую школу.
При нём в подворье проводилась работа по переводу книг священного
писания с греческого языка на русский, причём, митрополит Павел был
назначен Собором надзирать за исправлением текста славянской Библии
монахом Епифанием Славинецким.
В 1612 году во время нашествия поляков Крутицы были разграблены.
В Смутное время Успенский собор играл роль главного кафедрального
собора страны (вместо Успенского собора Московского Кремля,
который находился в руках поляков).
Здесь в июле 1612 года ополченцы Минина и Пожарского клялись крестным
целованием освободить Москву от иноземных захватчиков.
В 1721 году Пётр I упразднил патриаршество, его роль стал выполнять Синод.
С упразднением патриаршества, Сарские и Подонские архиереи потеряли право
именоваться митрополитами.
Ещё в 1764 году титул епископ «Сарский и Подонский» был упразднен.
С этого времени епископы стали именоваться «Крутицкими и Можайскими».
В 1785 году Крутицкая кафедра перешла в ведение Синодальной конторы, и
вплоть до революции 1917 года епископов с титулом «Крутицкий»
не существовало.
С упразднением патриаршества, Сарские и Подонские архиереи потеряли право
именоваться митрополитами.
Ещё в 1764 году титул епископ «Сарский и Подонский» был упразднен.
С этого времени епископы стали именоваться «Крутицкими и Можайскими».
В 1785 году Крутицкая кафедра перешла в ведение Синодальной конторы, и
вплоть до революции 1917 года епископов с титулом «Крутицкий»
не существовало.
В 1788 году последовал указ, по которому границы епархий должны были
совпадать с границами губерний, при этом некоторые епархии были
упразднены, в том числе и Крутицкая.
Церкви Крутицкой епархии были перераспределены между Московской,
Орловской, Калужской и Смоленской епархиями.
В 1789 году здания Крутицкого подворья (за исключением Успенского собора,
ставшего приходской церковью) были переданы военному ведомству, и
Крутицкое подворье превратилось в Крутицкие казармы.
Здесь же находились квартира и управление Московского воинского начальника.
Во время Отечественной войны 1812 года Крутицы сильно пострадали от пожара.
Значительно пострадал Успенский собор: крыша выгорела, иконостас был уничтожен.
Нижний храм Петра и Павла был осквернен французами так,
что потребовалось новое освящение, совершенное 13 января 1813 года.
17 мая 1823 года возобновили и освятили верхнюю Успенскую церковь.
В 1839 году Крутицкие казармы посетил наследник престола, будущий
император Александр II.
Он повелел возобновить домовую Воскресенскую церковь (XV века), которую
после устроения Крутицких казарм, стали разбирать (она потеряла главу,
кресты и часть сводов) с тем, чтобы она принадлежала Московскому
гарнизонному батальону, расположенному в Крутицких строениях.
Архитекторы Е. Д. Тюрин и К. А. Тон выполнили проекты восстановления
храма, но они не нашли воплощения и храм на протяжении ста лет
использовался под склад.
Крутицкие казармы использовались в качестве политической тюрьмы.
Здесь в 1834-1835 гг. в течение семи месяцев на гарнизонной гауптвахте
отбывал заключение писатель А. И. Герцен.
О своём пребывании на подворье он вспоминал в романе «Былое и думы»:
«В монашеских кельях, построенных за триста лет и ушедших в землю,
устроили несколько светских келий для политических арестантов.
В моей комнате стояла кровать без тюфяка, маленький столик,
на нём кружка с водой, возле стул, в большом медном шандале горела
тонкая сальная свеча. Сырость и холод проникали до костей».
В 1842 году в казармах размещался Московский внутренний гарнизонный
батальон, с 1904 года — батальон 12 гренадёрского Астраханского полка.
В годы Первой мировой войны в Крутицких казармах помещалась школа прапорщиков.
Благодаря размещению военных к началу XX века памятники Подворья
пришли в плачевное состояние.
В 1913-1914 гг. по указанию Московского Археологического Общества
была проведена реставрация Крутицкого теремка.
Реставрация проводилась под непосредственным наблюдением и руководством
членов Общества: Ф. Ф. Горностаева, Д. П. Сухова, А. М. Гуржиенко,
В. А. Попова и Рыльского, входивших в состав особой Комиссии при
Московской городской думе, на выделенные городом средства,
при производителе работ З. И. Иванове.
В это время теремок исполнял роль ворот в войсковой двор и требовал
ремонта, на что Археологическое общество неоднократно указывало Думе.
Реставрация главным образом заключалась в замене испорченных образцов.
Все древние изразцы были промыты, а испорченные заменены новыми,
сделанными по образцу древних и исполнены эмалями.
Были приняты меры к охране памятника; из них — важнейшая — прекращение
через него вьезда обозов и то, что теремок огорожен от улицы особой
решеткой («Древности. Труды комиссии по сохранению древних памятников»
М., 1907, т. 6, стр. 244-145)
Крутицы после революции 1917 годасовпадать с границами губерний, при этом некоторые епархии были
упразднены, в том числе и Крутицкая.
Церкви Крутицкой епархии были перераспределены между Московской,
Орловской, Калужской и Смоленской епархиями.
В 1789 году здания Крутицкого подворья (за исключением Успенского собора,
ставшего приходской церковью) были переданы военному ведомству, и
Крутицкое подворье превратилось в Крутицкие казармы.
Здесь же находились квартира и управление Московского воинского начальника.
Во время Отечественной войны 1812 года Крутицы сильно пострадали от пожара.
Значительно пострадал Успенский собор: крыша выгорела, иконостас был уничтожен.
Нижний храм Петра и Павла был осквернен французами так,
что потребовалось новое освящение, совершенное 13 января 1813 года.
17 мая 1823 года возобновили и освятили верхнюю Успенскую церковь.
В 1839 году Крутицкие казармы посетил наследник престола, будущий
император Александр II.
Он повелел возобновить домовую Воскресенскую церковь (XV века), которую
после устроения Крутицких казарм, стали разбирать (она потеряла главу,
кресты и часть сводов) с тем, чтобы она принадлежала Московскому
гарнизонному батальону, расположенному в Крутицких строениях.
Архитекторы Е. Д. Тюрин и К. А. Тон выполнили проекты восстановления
храма, но они не нашли воплощения и храм на протяжении ста лет
использовался под склад.
Крутицкие казармы использовались в качестве политической тюрьмы.
Здесь в 1834-1835 гг. в течение семи месяцев на гарнизонной гауптвахте
отбывал заключение писатель А. И. Герцен.
О своём пребывании на подворье он вспоминал в романе «Былое и думы»:
«В монашеских кельях, построенных за триста лет и ушедших в землю,
устроили несколько светских келий для политических арестантов.
В моей комнате стояла кровать без тюфяка, маленький столик,
на нём кружка с водой, возле стул, в большом медном шандале горела
тонкая сальная свеча. Сырость и холод проникали до костей».
В 1842 году в казармах размещался Московский внутренний гарнизонный
батальон, с 1904 года — батальон 12 гренадёрского Астраханского полка.
В годы Первой мировой войны в Крутицких казармах помещалась школа прапорщиков.
Благодаря размещению военных к началу XX века памятники Подворья
пришли в плачевное состояние.
В 1913-1914 гг. по указанию Московского Археологического Общества
была проведена реставрация Крутицкого теремка.
Реставрация проводилась под непосредственным наблюдением и руководством
членов Общества: Ф. Ф. Горностаева, Д. П. Сухова, А. М. Гуржиенко,
В. А. Попова и Рыльского, входивших в состав особой Комиссии при
Московской городской думе, на выделенные городом средства,
при производителе работ З. И. Иванове.
В это время теремок исполнял роль ворот в войсковой двор и требовал
ремонта, на что Археологическое общество неоднократно указывало Думе.
Реставрация главным образом заключалась в замене испорченных образцов.
Все древние изразцы были промыты, а испорченные заменены новыми,
сделанными по образцу древних и исполнены эмалями.
Были приняты меры к охране памятника; из них — важнейшая — прекращение
через него вьезда обозов и то, что теремок огорожен от улицы особой
решеткой («Древности. Труды комиссии по сохранению древних памятников»
М., 1907, т. 6, стр. 244-145)
В 1920-е гг. храмы Крутицкого подворья были закрыты.
Церковная утварь разграблена, изображения на стенах замазаны,
надгробия митрополитов в храме Воскресения частично разбиты.
В 1920 году Успенский собор был передан под общежитие
Московскому военному округу.
В 1936-1938 гг. Воскресенский храм был перестроен под жилой корпус
по проекту архитектора Батагова.
На месте древнего кладбища было устроено футбольное поле.
В 1947 году по постановлению Комитета по делам архитектуры при
Совете Министров СССР начато составление проекта реставрации
Крутицкого подворья.
Церковная утварь разграблена, изображения на стенах замазаны,
надгробия митрополитов в храме Воскресения частично разбиты.
В 1920 году Успенский собор был передан под общежитие
Московскому военному округу.
В 1936-1938 гг. Воскресенский храм был перестроен под жилой корпус
по проекту архитектора Батагова.
На месте древнего кладбища было устроено футбольное поле.
В 1947 году по постановлению Комитета по делам архитектуры при
Совете Министров СССР начато составление проекта реставрации
Крутицкого подворья.
С 1950 по 1984 гг. на подворье велись реставрационные работы под
руководством выдающегося архитектора-реставратора Петра Дмитриевича
Барановского.
В память о нём на стене перехода между собором и теремком в 1998 году
установлена памятная доска скульптора В. И. Ивлева:
«Великому реставратору радетелю русской культуры П. Д. Барановскому».
руководством выдающегося архитектора-реставратора Петра Дмитриевича
Барановского.
В память о нём на стене перехода между собором и теремком в 1998 году
установлена памятная доска скульптора В. И. Ивлева:
«Великому реставратору радетелю русской культуры П. Д. Барановскому».
Под ней дочь Барановского скульптор О. П. Барановская установила
дополнительную доску с исторической справкой о Крутицком подворье:
«Дворец Крутицких Митрополитов 14-18 веков с 1950 по 1984 год
восстанавливался под руководством Петра Дмитриевича Барановского».
На Крутицах Пётр Дмитриевич Барановский отметил свои 75-летний, 80-летний и
85-летний юбилеи.
За это время была проведена реставрация крутицких переходов,
реконструирован собор Покрова, Набережные палаты, теремок, Святые врата.
В 1965 году при непосредственном участии П. Д. Барановского было
создано «Всероссийское добровольное общество охраны памятников истории
и культуры» (ВООПИиК).
Обществу охраны памятников был передан Успенский собор.
В 1966 году Крутицкий дворец был признан объектом, подлежащим
музейному использованию, но несмотря на это большая часть подворья
использовалась военным ведомством.
В 1980-х годах в соборе находились экспериментальные специальные
научно-реставрационные производственные мастерские Общества охраны
памятников (ВООПИиК).
В 1982 году территория подворья была передана в аренду Государственному
Историческому музею, поскольку в это время началась реконструкция
главного здания ГИМ на Красной площади.
В Успенском соборе разместился склад экспонатов.
Вплоть до начала 1996 года в подворье здесь находились казармы имени
Андрея Алексеевича Алёшина, более известные как Московская гарнизонная гауптвахта.
После смерти Сталина в 1953 году в течение суток в Крутицких казематах
содержался под стражей Лаврентий Павлович Берия.
Возвращение Крутицкого подворья Русской православной церквидополнительную доску с исторической справкой о Крутицком подворье:
«Дворец Крутицких Митрополитов 14-18 веков с 1950 по 1984 год
восстанавливался под руководством Петра Дмитриевича Барановского».
На Крутицах Пётр Дмитриевич Барановский отметил свои 75-летний, 80-летний и
85-летний юбилеи.
За это время была проведена реставрация крутицких переходов,
реконструирован собор Покрова, Набережные палаты, теремок, Святые врата.
В 1965 году при непосредственном участии П. Д. Барановского было
создано «Всероссийское добровольное общество охраны памятников истории
и культуры» (ВООПИиК).
Обществу охраны памятников был передан Успенский собор.
В 1966 году Крутицкий дворец был признан объектом, подлежащим
музейному использованию, но несмотря на это большая часть подворья
использовалась военным ведомством.
В 1980-х годах в соборе находились экспериментальные специальные
научно-реставрационные производственные мастерские Общества охраны
памятников (ВООПИиК).
В 1982 году территория подворья была передана в аренду Государственному
Историческому музею, поскольку в это время началась реконструкция
главного здания ГИМ на Красной площади.
В Успенском соборе разместился склад экспонатов.
Вплоть до начала 1996 года в подворье здесь находились казармы имени
Андрея Алексеевича Алёшина, более известные как Московская гарнизонная гауптвахта.
После смерти Сталина в 1953 году в течение суток в Крутицких казематах
содержался под стражей Лаврентий Павлович Берия.
С 1991 году значительная часть помещений подворья была возвращена
Русской Православной Церкви.
По решению церкви храмы и иные сооружения подворья были переданы в
распоряжение Всецерковного Православного молодежного движения (ВПМД).
Первым настоятелем подворья был назначен переведенный на Крутицы
15 марта 1992 года протоиерей Валентин Чаплин.
29 апреля 1992 г. — в храме Покрова было совершено первое после
столетнего перерыва богослужение.
В том же году возобновлены службы в древнем Воскресенском храме.
В 1991 году на подворье организовано издательство.
Здесь издают книги по истории Церкви, богословию, нотные сборники,
детскую и катехизаторскую литературу.
В настоящее время на Крутицком подворье находятся редакции
периодических изданий Отдела: журнала «Сретение», адресованного
руководителям, работающим с детьми и молодежью; Вестника Отдела по
делам молодежи Московского Патриархата, содержащего информацию об
осуществлении православного молодежного служения Русской Церкви, и
детский журнал «Следопыт».
В 2000 году Всецерковное Православное молодежное движение было
преобразовано в Синодальный Отдел по делам молодежи Русской
Православной Церкви.
21 сентября 2004 года, в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы,
Русской Православной Церкви была передана главная святыня Крутицкого
подворья — верхний храм Успенского собора с приделом преподобного
Сергия Радонежского.
При Крутицком подворье действуют:
издательство,
библиотека,
книжный магазин,
школа церковного пения,
Клуб православного паломника «Встреча»,
организуются паломнические поездки.
Святыни: особо чтимая икона великомученика Пантелеимона.
При подворье существует Душепопечительский Православный центр во имя
святого праведного Иоанна Кронштадтского, который занимается
реабилитацией лиц, пострадавших от псевдорелигиозных организаций,
а также больных, страдающих недугом наркомании.
При подворье работает Музей паломничества и путешествий по Святым местам.
Музей расположен в подклете Митрополичьих палат Крутицкого подворья.
Открыт в субботу и воскресенье — с 12.00 до 17.00.
Архитектурные памятники Крутицкого подворьяРусской Православной Церкви.
По решению церкви храмы и иные сооружения подворья были переданы в
распоряжение Всецерковного Православного молодежного движения (ВПМД).
Первым настоятелем подворья был назначен переведенный на Крутицы
15 марта 1992 года протоиерей Валентин Чаплин.
29 апреля 1992 г. — в храме Покрова было совершено первое после
столетнего перерыва богослужение.
В том же году возобновлены службы в древнем Воскресенском храме.
В 1991 году на подворье организовано издательство.
Здесь издают книги по истории Церкви, богословию, нотные сборники,
детскую и катехизаторскую литературу.
В настоящее время на Крутицком подворье находятся редакции
периодических изданий Отдела: журнала «Сретение», адресованного
руководителям, работающим с детьми и молодежью; Вестника Отдела по
делам молодежи Московского Патриархата, содержащего информацию об
осуществлении православного молодежного служения Русской Церкви, и
детский журнал «Следопыт».
В 2000 году Всецерковное Православное молодежное движение было
преобразовано в Синодальный Отдел по делам молодежи Русской
Православной Церкви.
21 сентября 2004 года, в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы,
Русской Православной Церкви была передана главная святыня Крутицкого
подворья — верхний храм Успенского собора с приделом преподобного
Сергия Радонежского.
При Крутицком подворье действуют:
издательство,
библиотека,
книжный магазин,
школа церковного пения,
Клуб православного паломника «Встреча»,
организуются паломнические поездки.
Святыни: особо чтимая икона великомученика Пантелеимона.
При подворье существует Душепопечительский Православный центр во имя
святого праведного Иоанна Кронштадтского, который занимается
реабилитацией лиц, пострадавших от псевдорелигиозных организаций,
а также больных, страдающих недугом наркомании.
При подворье работает Музей паломничества и путешествий по Святым местам.
Музей расположен в подклете Митрополичьих палат Крутицкого подворья.
Открыт в субботу и воскресенье — с 12.00 до 17.00.
В комплекс Крутицкого подворья входят:
Успенский кафедральный собор
с нижней зимней церковью Петра и Павла 1667-1689 гг.;
Стена-переход второй половины XVII века;
Святые врата с Крутицким теремком 1693-1694 гг.;
Стена-переход конец XVII века
Митрополичьи палаты 1665-1696 гг.;
Воскресенская церковь
(сохранился белокаменный подвал XV века и подклет XVI века)
Летние архиерейские Набережные платы с поварней 1719 г.;
Сушильная палата второй половины XVII века;
Приказные палаты XVIII века (в них сосредотачивалось управление
Крутицкой епархией. Дошли до наших дней в перестроенном виде);
Северо-западная и северо-восточная башни XVII в.
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы в
Крутицах с нижней зимней церковью Петра и Павла
Церковь Успения известна в этой местности с XIV века.
Современный собор имеет два этажа.
В 1667-1689 гг. возведён нижний ярус с тёплым храмом во имя
святых Первоверховных апостолов Петра и Павла.
Освящен 29 июня 1699 г.
В 1700 году был сооружён верхний храм с главным Успенским престолом.
Храм пострадал при пожаре 1812 года и был возобновлён к 1823 г.
в 1895 году устроен придел преподобного Сергия, игумена Радонежского
В 1700 году вокруг храма были устроены паперти, на стенах которых были
изображены российские государи, начиная от князя Владимира до царя
Алексея Михайловича.
Высота собора 29 метров.
Венчает собор традиционное пятиглавие, символизирующее Христа в
окружении 4-х евангелистов.
Выстроен он из красного кирпича. Главы собора также сложены из кирпича.
Ко входу в притвор ведёт крытая лестница на столбах.
Современный собор имеет два этажа.
В 1667-1689 гг. возведён нижний ярус с тёплым храмом во имя
святых Первоверховных апостолов Петра и Павла.
Освящен 29 июня 1699 г.
В 1700 году был сооружён верхний храм с главным Успенским престолом.
Храм пострадал при пожаре 1812 года и был возобновлён к 1823 г.
в 1895 году устроен придел преподобного Сергия, игумена Радонежского
В 1700 году вокруг храма были устроены паперти, на стенах которых были
изображены российские государи, начиная от князя Владимира до царя
Алексея Михайловича.
Высота собора 29 метров.
Венчает собор традиционное пятиглавие, символизирующее Христа в
окружении 4-х евангелистов.
Выстроен он из красного кирпича. Главы собора также сложены из кирпича.
Ко входу в притвор ведёт крытая лестница на столбах.
Церковь Успения известна в этой местности с XIV века.
С стороны к храму примыкает шатровая колокольня «о шести пролетах».
Ко входу в притвор ведет крытая лестница на столбах.
Еще в конце XIX века здесь имелись мощные колокола, один из которых,
малый, был отлит в 1730 году.
Собор соединён стеной-переходом с Митрополичьими палатами подворья.
Храм закрыли 1920 году и передали под общежитие.
В 1992 году храм передан верующим.
Ко дню празднования Пасхи 1993 г. верующим был передан нижний этаж
Успенского собора — зимний (теплый) храм святых Апостолов Петра и Павла.
Внутри этой церкви была проведена большая реставрация.
В 1993–1995 годах раскрыта частично сохранившаяся настенная живопись
конца XIX века. Работы по снятию побелки и масляной краски
осуществлялись под руководством художника-реставратора В. Л. Лагутина.
Восстановление живописи осуществляли художники В. А. Мугрузин и
А. М. Золотарёв. Над иконостасом сохранились изображения святых
Апостолов, а с противоположной стороны – ветхозаветных Пророков.
В трапезной части восстановлены три настенные композиции, посвящённые
двунадесятым праздникам — Благовещению Пресвятой Богородицы,
Рождеству Христову и Крещению (Богоявлению) Господню.
На западной стене также находится роспись, изображающая момент
встречи св. праведной Анны и Елизаветы.
С стороны к храму примыкает шатровая колокольня «о шести пролетах».
Ко входу в притвор ведет крытая лестница на столбах.
Еще в конце XIX века здесь имелись мощные колокола, один из которых,
малый, был отлит в 1730 году.
Собор соединён стеной-переходом с Митрополичьими палатами подворья.
Храм закрыли 1920 году и передали под общежитие.
В 1992 году храм передан верующим.
Ко дню празднования Пасхи 1993 г. верующим был передан нижний этаж
Успенского собора — зимний (теплый) храм святых Апостолов Петра и Павла.
Внутри этой церкви была проведена большая реставрация.
В 1993–1995 годах раскрыта частично сохранившаяся настенная живопись
конца XIX века. Работы по снятию побелки и масляной краски
осуществлялись под руководством художника-реставратора В. Л. Лагутина.
Восстановление живописи осуществляли художники В. А. Мугрузин и
А. М. Золотарёв. Над иконостасом сохранились изображения святых
Апостолов, а с противоположной стороны – ветхозаветных Пророков.
В трапезной части восстановлены три настенные композиции, посвящённые
двунадесятым праздникам — Благовещению Пресвятой Богородицы,
Рождеству Христову и Крещению (Богоявлению) Господню.
На западной стене также находится роспись, изображающая момент
встречи св. праведной Анны и Елизаветы.
В притворе храма заново написаны композиции «Обращение Савла в Павла»
и «Христос спасает утопающего Петра», а также образы святых
Александра Невского и Даниила Московского, преподобного Сергия
Радонежского, святителя Петра (Полянского) митрополита Крутицкого и
патриарха Тихона (Беллавина).
На потолке трапезной части хорошо сохранилось изображение возносящегося
на небо Иисуса Христа — копия аналогичного изображения из храма Христа
Спасителя в Москве.
Резной иконостас храма, покрытый сусальным золотом, был выполнен
артелью вятских мастеров. Иконы для местного ряда приобретены в
антикварном магазине, а храмовой образ св. Апостолов Петра и Павла и
св. мученицы Татианы написан художниками Мугрузиным и Золотарёвым.
Ими же выполнена роспись алтаря. В арке около иконостаса этими же
художниками выполнены изображения св. Архангелов Михаила и Рафаила.
В 2003-2004 гг. купола Успенского собора были покрыты медью, а старые
кресты, установленные в середине ХХ века П. Д. Барановским, заменены
новыми, покрытыми позолотой. В то же время были поновлены гражданские
сооружения подворья — дома №11 и 13 по Крутицкой улице.
Крутицкий теремоки «Христос спасает утопающего Петра», а также образы святых
Александра Невского и Даниила Московского, преподобного Сергия
Радонежского, святителя Петра (Полянского) митрополита Крутицкого и
патриарха Тихона (Беллавина).
На потолке трапезной части хорошо сохранилось изображение возносящегося
на небо Иисуса Христа — копия аналогичного изображения из храма Христа
Спасителя в Москве.
Резной иконостас храма, покрытый сусальным золотом, был выполнен
артелью вятских мастеров. Иконы для местного ряда приобретены в
антикварном магазине, а храмовой образ св. Апостолов Петра и Павла и
св. мученицы Татианы написан художниками Мугрузиным и Золотарёвым.
Ими же выполнена роспись алтаря. В арке около иконостаса этими же
художниками выполнены изображения св. Архангелов Михаила и Рафаила.
В 2003-2004 гг. купола Успенского собора были покрыты медью, а старые
кресты, установленные в середине ХХ века П. Д. Барановским, заменены
новыми, покрытыми позолотой. В то же время были поновлены гражданские
сооружения подворья — дома №11 и 13 по Крутицкой улице.
В 1693-1694 гг. был сооружён Крутицкий теремок.
По преданию, из окон терема митрополиты благословляли народ,
собравшийся на площади, а также раздавали милостыню нищим.
Теремок и Святые врата облицованы многоцветными поливными изразцами
работы «государева ценинных дел мастера Степана Иванова Полубеса».
На украшение теремка ушло более 2000 изразцов.
Строительные работы велись под наблюдением выдающегося московского
зодчего XVII века Осипа Старцева.
В столбцах Приказного стола сохранилось любопытное разбирательство
судебного дела.
Оно было возбуждено 26 февраля 1694 года стряпчим Подонского митрополита
Сидором Бухваловым против каменных дел подмастерья Осипа Дмитриевича
Старцева и его сына Ивана Осиповича.
Старцевых обвиняли в получении лишних денег за ценинные изразцы,
которые они поставляли для облицовки Крутицкого теремка и переходов.
Старцевым удалось доказать свою правоту, но возможно, что если бы
не это разбирательство изразцами мог бы быть украшен весь теремок.
Старцев не смог довести своё дело до конца, работу заканчивал каменных
дел подмастерье Ларион Ковалёв.
Сегодня Крутицкий теремок находится под охраной ЮНЕСКО.
В 1693-94 гг. сооружены Крутицкий теремок и крытые переходы, ведущие
от митрополичьих покоев в главный Успенский собор.
По преданию, из окон этого теремка Крутицкие архиереи благословляли
собравшийся на площади народ, любовались видом Москвы, а также раздавали
милостыню нищим.
По преданию, из окон терема митрополиты благословляли народ,
собравшийся на площади, а также раздавали милостыню нищим.
Теремок и Святые врата облицованы многоцветными поливными изразцами
работы «государева ценинных дел мастера Степана Иванова Полубеса».
На украшение теремка ушло более 2000 изразцов.
Строительные работы велись под наблюдением выдающегося московского
зодчего XVII века Осипа Старцева.
В столбцах Приказного стола сохранилось любопытное разбирательство
судебного дела.
Оно было возбуждено 26 февраля 1694 года стряпчим Подонского митрополита
Сидором Бухваловым против каменных дел подмастерья Осипа Дмитриевича
Старцева и его сына Ивана Осиповича.
Старцевых обвиняли в получении лишних денег за ценинные изразцы,
которые они поставляли для облицовки Крутицкого теремка и переходов.
Старцевым удалось доказать свою правоту, но возможно, что если бы
не это разбирательство изразцами мог бы быть украшен весь теремок.
Старцев не смог довести своё дело до конца, работу заканчивал каменных
дел подмастерье Ларион Ковалёв.
Сегодня Крутицкий теремок находится под охраной ЮНЕСКО.
В 1693-94 гг. сооружены Крутицкий теремок и крытые переходы, ведущие
от митрополичьих покоев в главный Успенский собор.
По преданию, из окон этого теремка Крутицкие архиереи благословляли
собравшийся на площади народ, любовались видом Москвы, а также раздавали
милостыню нищим.
Теремок и Святые ворота облицованы с внешней
стороны многоцветными поливными изразцами. При сооружении
теремка израсходовано примерно 1500-2000 изразцов,
изготовителем которых предположительно был мастер Степан Иванов.
Святые ворота были украшены фресковыми изображениями Успения
Пресвятой Богородицы, Спасителя и некоторых святых. Строительные
работы велись под наблюдением выдающегося русского зодчего XVII
века Осипа Старцева и каменных дел мастера Лариона Ковалева.
О Крутицком теремке москвовед П. В. Сытин восхищённо писал:
«Крутицкий теремок является замечательным памятником русского народного
искусства. В его декоративном убранстве ажурная каменная резьба
изумительно сочетается с красочной облицовкой изразцами. Поражаешься
мастерству народных художников! Со времени постройки теремка минуло
свыше двух с половиной веков, а его изразцовый убор также ярок и
живописен, словно только вчера вышел из рук мастера».
Митрополичья палатастороны многоцветными поливными изразцами. При сооружении
теремка израсходовано примерно 1500-2000 изразцов,
изготовителем которых предположительно был мастер Степан Иванов.
Святые ворота были украшены фресковыми изображениями Успения
Пресвятой Богородицы, Спасителя и некоторых святых. Строительные
работы велись под наблюдением выдающегося русского зодчего XVII
века Осипа Старцева и каменных дел мастера Лариона Ковалева.
О Крутицком теремке москвовед П. В. Сытин восхищённо писал:
«Крутицкий теремок является замечательным памятником русского народного
искусства. В его декоративном убранстве ажурная каменная резьба
изумительно сочетается с красочной облицовкой изразцами. Поражаешься
мастерству народных художников! Со времени постройки теремка минуло
свыше двух с половиной веков, а его изразцовый убор также ярок и
живописен, словно только вчера вышел из рук мастера».
Справа к теремку примыкает Митрополичья палата —
дворец Крутицких митрополитов.
Митрополичья палата (дворец Крутицких митрополитов) — двухэтажное
кирпичное здание размером 27,25х12,35 метра — сооружена в 1655 г.
Толщина стен первого этажа доходит до 120 см., на втором этаже — до 115 см.
К южному фасаду здания примыкает изящное крыльцо, реставрированное в XX веке.
На первом этаже, очевидно, располагались хозяйственные и иные служебные
помещения, на втором — парадные и жилые.
Воскресенская церковьдворец Крутицких митрополитов.
Митрополичья палата (дворец Крутицких митрополитов) — двухэтажное
кирпичное здание размером 27,25х12,35 метра — сооружена в 1655 г.
Толщина стен первого этажа доходит до 120 см., на втором этаже — до 115 см.
К южному фасаду здания примыкает изящное крыльцо, реставрированное в XX веке.
На первом этаже, очевидно, располагались хозяйственные и иные служебные
помещения, на втором — парадные и жилые.
Расположена справа от Митрополичьих палат.
Здание церкви состоит из белокаменного подвала XV века с захоронениями
крутицких митрополитов, подклета XVI века и верхнего яруса середины XVIII века.
Северный придел святителя Николая устроен в 1516 году.
Сегодня в церкви действует музей Паломничества по святым местам.
Посетивший в ХIX веке Воскресенскую церковь архиепископ Московский
Августин (Виноградов) (1766–1819) отмечал, что внутри она «благолепием,
свойственным храму Божию, и стенным писанием расписана».
В 1812 г. церковь выгорела, но росписи остались.
Спустя четыре года главнокомандующий г. Москвы Тормасов распорядился
церковь эту разобрать, священные стенные изображения смыть,
намереваясь сделать здесь жилые помещения, а по некоторым сведениям,
даже конюшни.
Однако архиепископ Августин ходатайствовал перед обер-прокурором
князем А. Н. Голицыным о сохранении храма.
Голицын доложил об обстоятельствах дела императору Александру I, в
результате чего последовало распоряжение о прекращении разборки храма.
В ходе начатого разрушения были открыты склеп с гробом епископа
Крутицкого Иллариона и надписи над гробом епископов Евфимия,
Симеона, Досифея и митрополита Геласия.
Повелено было на месте погребения установить новые надгробные плиты.
В 1839 году по проекту архитектора Е. Д. Тюрина предполагалось осуществить
реставрацию древней Воскресенской церкви.
В 1840 году с аналогичным проектом выступил архитектор Константин Тон
(строитель Храма Христа Спасителя в Москве и близлежащих колоколен
Симонова монастыря и храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове).
В 1840 и 1899 гг. храм был частично перестроен.
В 1899 было осуществлено также обновление Успенской церкви.
На рубеже XIX и XX вв. вновь расписан нижний Петропавловский храм.
Подробнее о Крутицком подворье:Здание церкви состоит из белокаменного подвала XV века с захоронениями
крутицких митрополитов, подклета XVI века и верхнего яруса середины XVIII века.
Северный придел святителя Николая устроен в 1516 году.
Сегодня в церкви действует музей Паломничества по святым местам.
Посетивший в ХIX веке Воскресенскую церковь архиепископ Московский
Августин (Виноградов) (1766–1819) отмечал, что внутри она «благолепием,
свойственным храму Божию, и стенным писанием расписана».
В 1812 г. церковь выгорела, но росписи остались.
Спустя четыре года главнокомандующий г. Москвы Тормасов распорядился
церковь эту разобрать, священные стенные изображения смыть,
намереваясь сделать здесь жилые помещения, а по некоторым сведениям,
даже конюшни.
Однако архиепископ Августин ходатайствовал перед обер-прокурором
князем А. Н. Голицыным о сохранении храма.
Голицын доложил об обстоятельствах дела императору Александру I, в
результате чего последовало распоряжение о прекращении разборки храма.
В ходе начатого разрушения были открыты склеп с гробом епископа
Крутицкого Иллариона и надписи над гробом епископов Евфимия,
Симеона, Досифея и митрополита Геласия.
Повелено было на месте погребения установить новые надгробные плиты.
В 1839 году по проекту архитектора Е. Д. Тюрина предполагалось осуществить
реставрацию древней Воскресенской церкви.
В 1840 году с аналогичным проектом выступил архитектор Константин Тон
(строитель Храма Христа Спасителя в Москве и близлежащих колоколен
Симонова монастыря и храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове).
В 1840 и 1899 гг. храм был частично перестроен.
В 1899 было осуществлено также обновление Успенской церкви.
На рубеже XIX и XX вв. вновь расписан нижний Петропавловский храм.
Иерей Илья Соловьев «Крутицкое подворье в прошлом и настоящем»
М., Издательство Крутицкого подворья, 2007 г.
С. И. Баранова «Москва Изразцовая» М., Издательство «Москвоведение», 2006 г.
«Сорок сороков» Автор-составитель П. Г. Паламарчук. Том 3, М., Астрель АСТ, 2004 г.
П. В. Сытин «История московских улиц» М., Эксмо, 2008 г. стр. 473.
Официальный сайт Крутицкого подворья
Крутицкое Патриаршее подворье Где находится (адрес) Москва, Крутицкая улица, 13, 4А Ближайшие станции метро метро «Пролетарская», метро «Крестьянская застава» Как проехать или пройти от ближайших станций метро метро «Пролетарская», последний вагон из центра, выход в сторону улицы Симоновский Вал, далее пешком Дни и часы посещений Крутицкое Патриаршее подворье открыто для посещения с 07.00 до 21.30 Как позвонить (495) 676-30-93 Кто настоятель Настоятель протоиерей Сергий Шастин