Достопримечательности Москвы
Ленинградский вокзал
Ленинградский вокзал
Ленинградский вокзал — самый старый вокзал Москвы!
Указ о строительстве железной дороги Санкт-Петербург — Москва
был подписан Николаем I в феврале 1842 года.
Проектировал здания вокзалов в обеих столицах выдающийся
архитектор, автор Храм Христа Спасителя, Большого Кремлевского
дворца и Оружейной палаты в Кремле — Константин Андреевич Тон
(1794-1881 гг.).
Из-за боязни пожаров от огня и искр, вырывавшихся из топки
паровозов и производимого ими «адского шума», место было выбрано
на пустыре у Каланчевского поля.
В справедливость подобных опасений легко поверить и сегодня
проезжая по Рижской эстакаде.
Над железнодорожными путями, ведущими к Ленинградскому вокзалу,
в любое время года висит смог.
И это всего лишь от штатных печек-титанов, обеспечивающих кипятком
пассажиров поездов дальнего следования.
Вокзалы в обеих столицах возводились по единому проекту: строгий
двухэтажный фасад, «равномерно члененный расположенными в простенках
между окнами приставными колонками, со знакомыми по Кремлевскому
дворцу и Оружейной палате арочными окнами с гирьками в первом этаже
и сдвоенными — во втором».
В центральной части здания — двухъярусная башенка с часами и
флагштоком.
Конечно, с появлением Казанского и Ярославского вокзалов подобная
строгость проигрывает и кажется скучноватой.
Петербургский вокзал в Москве был построен в 1849 году.
Первый рабочий поезд прибыл из Санкт-Петербурга в Москву 3 августа
1851 года.
Регулярное движение по первой российской магистрали было открыто
1 ноября 1851 года.
В 1855 году Московская железная дорога стала именоваться
Николаевской, поэтому и вокзал в Москве назвали Николаевским.
В феврале 1923 года Николаевская железная дорога была переименована
в Октябрьскую железную дорогу приказом народного комиссара
Феликса Эдмундовича Дзержинского, который возглавил это ведомство.
Соответственно, и вокзал стал называться Октябрьским вокзалом.
В 1924 году северная столица стала называться Ленинградом — вокзал
в Москве переименовали в Ленинградский.
Так он называется до сих пор, хотя поезда с него отправляются уже
в Санкт-Петербург.
В 1934 году морально устаревший Ленинградский вокзал переоборудовали.
Расширились билетные кассы, появились справочное бюро, почта,
телеграф, сберкасса, комната для транзитных пассажиров.
В бывших царских покоях была организована комната матери и ребенка.
В 1948-1950 годы были обновлены внутренние помещения вокзала,
заново отделаны интерьеры.
Во второй половине 1970-х годов Ленинградский вокзал был серьёзно
реконструирован — в прежнем виде сохранилась лишь часть здания,
выходящая фасадом на Комсомольскую площадь.
Было достроено левое трехэтажное крыло, где разместились гостиница,
зал для транзитных пассажиров, медпункт и другие службы.
В августе 1975 года открылись верхний и нижний кассовые залы.
На месте дебаркадера был построен просторный главный зал.
Ленинградский вокзал соединили подземным переходом со станцией
метро «Комсомольская».
В 1997 году на левом боковом фасаде Ленинградского вокзала установлена
памятная доска Константину Алексеевичу Тону, по проекту
которого был построен Ленинградский вокзал.
Она представлет собой гранитную плиту с накладным поясным горельефным
портретом К. А. Тона.
В июле 2009 года Ленинградский вокзал на несколько часов был
переименован в «Николаевский вокзал», однако эта попытка вернуть
вокзалу историческое название так и не была доведена до конца.
Ленинградский вокзал обслуживает:
поезда, следующие в Санкт-Петербург (две трети всех отправлений),
Великий Новгород, Мурманск, Петрозаводск, Хельсинки, Таллин и др.;
пригородные электрички до Крюково (г. Зеленоград), Подсолнечной
(г. Солнечногорск), Клина, Конаково, Твери.
Ленинградский вокзал Комсомольская площадь, 3, метро «Комсомольская» (кольцевая), метро «Комсомольская» (Сокольническая линия). (495) 262-91-43 (дежурный по вокзалу), (495) 262-98-76 (багажное отделение). Узнать о расписании поездов, наличие мест, стоимости железнодорожных билетов можно в справочной службе Ленинградского вокзала: (495) 262-91-43 (круглосуточно).